Юрий Григорович вернул на историческую сцену Большого театра свой знаменитый балет "Ромео и Джульетта"
МОСКВА, 20 апреля. /Корр.ИТАР-ТАСС Ольга Свистунова/. Выдающийся хореограф, народный артист СССР Юрий Григорович возродил на исторической сцене Большого театра один из самых известных балетов ХХ века - "Ромео и Джульетту" Сергея Прокофьева. Сегодня состоится премьерный показ возобновленного спектакля.
Балетоманы со стажем хорошо знают, что впервые к этой партитуре Юрий Григорович обратился в 1978 году, создав в соавторстве с художником Симоном Вирсаладзе, истинным чародеем сценографии, версию балета для Парижской Национальной оперы. Тот спектакль открыл целую плеяду молодых французских артистов, вскоре ставших звездами мирового балета: Доминик Кальфуни, Микаэль Денар, Патрик Дюпон. Заглавные партии на парижской премьере исполняли русские артисты - звезды Большого балета Наталия Бессмертнова и Александр Богатырев.
Ровно через год "Ромео и Джульетте" в постановке Григоровича уже аплодировали в Москве. В репертуаре ГАБТа этот балет сохранялся до 1995 года, гастролировал в 17 странах мира, где прошел свыше 130 раз. В нем блистали Наталия Бессмертнова, Надежда Павлова, Людмила Семеняка, Надежда Грачева, Александр Богатырев, Вячеслав Гордеев, Юрий Васюченко, Александр Годунов, Ирек Мухамедов, Александр Ветров, Юрий Клевцов, Андрей Уваров.
Потом для "Ромео и Джульетты" наступил долгий, 15-летний перерыв. И вот совсем недавно, в 2010 году, под руководством Григоровича состоялось капитальное возобновление балета на шекспировский сюжет. Правда, случилось это на Новой сцене ГАБТа, так как его старинное здание переживало тогда капитальную реконструкцию. Но и на сей раз хореограф нашел для спектакля свежие краски. Заглавные роли поручил исключительно молодым артистам. Теперь Джульетту и Ромео "в очередь" танцевали Анна Никулина и Александр Волчков, Нина Капцова и Артем Овчаренко, Екатерина Крысанова и Руслан Скворцов.
Эти же пары отныне предстанут и в спектаклях, которые будут идти на исторической сцене. Впрочем, как признался мастер, он никогда не повторяет в точности свои прежние балеты.
"Я сам некоторых эпизодов не узнаю", - с улыбкой заметил Григорович, а потом всерьез добавил: "Неизменным остается понимание мной музыки Прокофьева. Я чувствую это сочинение как романтическую трагедию, в которой гибель вечных влюбленных не способна примирить враждующие дома. Помимо этого, меня сопровождают и личные воспоминания о покойной жене Наталии Бессмертновой - первой Джульетте моей постановки. Она во многом и вдохновляла тогда мои поиски как хореографа".
Такая концепция сопровождает все постановки "Ромео и Джульетты" Григоровича, которые, кроме Парижской оперы и Большого театра, в разные годы были сделаны и в Театре "Кремлевский балет", и в Краснодаре, и в Якутске, и в Сеуле. Нынешнее обращение - уже восьмое по счету. Но можно не сомневаться, что оно, как всегда, будет востребовано зрителем. Потому что вечному сюжету и вечной музыке, воплощенным в танце, суждено существовать во все времена.