Андрей Максимов: Очень жаль, что Юрий Любимов никогда не запретит играть свои спектакли на сцене Таганки
Конфликт в Театре на Таганке - это не борьба между режиссером и актерами: нет такого состязания, в котором могут соревноваться столь разновеликие величины. Этот конфликт - еще одно доказательство живучести в нашей стране социалистического принципа: коллектив всегда прав. Даже, если борется с гением.
Очень жаль, что Юрий Петрович никогда не запретит играть свои спектакли на сцене Таганки. Он же - безусловный их автор, вот и запретил бы. Пусть начинают с нуля, как начинал когда-то он. А то ведь удивительное дело: люди, изгнавшие режиссера, будут еще довольно долгое время жить с того, что он им оставил.
В то, что на место Любимова придет Валерий Золотухин, верить не хочется категорически. Я хорошо знаю Валерию Сергеевича, мы с ним вместе работали: он замечательно играл Сальери в моем спектакле "Моцарт и Сальери". Я понимаю, как ему трудно, когда товарищи просят немного порулить. Однако, я убежден, что ученик может занять место своего учителя лишь в двух случаях: либо, если учитель ушел из этого мира; либо, если он сам попросил ученика: прийти, мол, на мое место. Третьего, как говорится, не дано. Место учителя - свято для ученика. Не верю, что Валерий Сергеевич этого не понимает... Также, как он прекрасно осознает, что никакие оправдания типа: я временно... меня попросил коллектив... здесь не работают. Даже по просьбе коллектива нельзя предавать учителя. Даже, если очень не любишь его жену, мне кажется, не совсем прилично садится в руководящее кресло, чтобы ее уволить. Зная Золотухина, убежден, что он это понимает.
Складывается неприятное ощущение, что в бесконечных спорах о гонорарах, скандале в Праге и прочей, в сущности, ерунде мы позабыли про главное.
Главное заключается в следующем: Юрий Петрович Любимов - великий русский режиссер. Это первое. Второе. Юрий Петрович Любимов построил такой дом, который называется Театр на Таганке. Подчеркну еще раз, потому что в пылу экономических полемик артисты уже стали ставить сам этот факт под сомнение: он построил свой дом - Театр на Таганке.
Даже по просьбе коллектива нельзя предавать учителя. Даже, если очень не любишь его жену
Юрий Петрович, конечно, был не один. Но это именно он, своим талантом, своей энергией объединил под крышей Таганки талантливых и гениальных людей. Это он пригласил в театр великого театрального сценографа Давида Боровского. Это в его (а не в двух других театрах) раскрылся театральный гений Владимира Высоцкого. Это в его спектаклях свои лучшие театральные роли сыграли: В. Смехов и А. Демидова, Б. Хмельницкий и В. Шаповалов, В. Золотухин и Ф. Антипов, З. Славина и И. Бортник, Ю. Смирнов и... Список можно продолжать.
Страна по отношению к мастеру поступила неблагодарно: его вынудили уехать, потом лишили гражданства, а когда он вернулся, отняли у него новую сцену театра, которая была построена под его имя.
История того раскола ничему не научила нынешних артистов. Ну, ушли актеры во главе с Николаем Губенко и создали свой театр "Содружество актеров театра на Таганке". И что? Разве Л. Филатов, И. Ульянова, Т. Жукова, Н. Губенко, Н. Сайко, З. Славина, другие актеры сыграли на сцене нового театра какие-то значительные роли? Нет. "Содружество" вообще выпускает премьеры несравнимо реже, чем Любимов, зато на его сцене регулярно выступают антрепризы. Отнять у гения сцену для того, чтобы предоставлять ее антрепризам, - это нормально? Видимо, для нашего московского театрального королевства - вполне.
Кончились взаимоотношения страны и гения тем, что Любимов попрощался со своими зрителями, сказав, что для него история Таганки закончена.
Человек создал свой дом, разве он не может делать в нем то, что ему кажется верным? Ученики, забыв, кто основатель театра и его хозяин, требуют (!!!) от учителя, чтобы он отдал должность директора, потому что им, артистам, не нравится, что в театральные дела вмешивается жена гения.
Про супругу Юрия Петровича говорится столько, что уже хочется назвать вещи своими именами. Эта женщина - человек, благодаря которой Любимов в 93 года находится в потрясающей творческой и физической форме. Что ненормального в том, что он хочет, чтобы она постоянно была рядом?
Это он, Юрий Петрович Любимов, позвал в свой дом артистов. Почему же сейчас они диктуют ему, кто должен заниматься экономикой театра? Если Любимов - строитель и хозяин дома - хочет, чтобы его жена работала в театре, он имеет на это полное право. А кому не нравится - должны поступить так, как поступили в свое время те же Смехов, Демидова, Хмельницкий - тихо и спокойно уйти. Конечно, артисты в театре важны, но хозяин здесь другой.
Мне совершенно все равно, какой характер у самого Любимова и у его жены. Для меня главное, чтобы Юрий Петрович работал в созданном им театре столько, сколько сочтет нужным.
История с Любимовым уникальна, поскольку уникальна сама фигура этого человека. Однако за последнее время это уже третий случай, когда артисты снимают худрука. Печально, если руководство Департамента культуры Москвы всерьез считает, что театральное искусство движет некий коллективный разум, а не творец.
То, что происходит в Театре на Таганке, заставило забыть историю с Театром имени Станиславского. А история эта, мягко говоря, неприятная.
Из Питера в Москву приехал Александр Галибин. Галибин со страстью взялся за дело: выпускал спектакль за спектаклем. А потом у него возник конфликт с ведущим актером театра Владимиром Кореневым: Галибину не понравилось, что один из спектаклей, в котором играет Коренев и который пользуется большим зрительским успехом, идет слишком часто. Коренев обиделся, объединил вокруг себя других артистов. Посыпались письма.
Галибина упрекали в том, что театр мало посещается. Но любой театральный человек знает: посещаемость спектаклей во многом зависит от умения продавать билеты. Когда в театре все время меняются директора (замечу, без ведома Галибина), организовать нормальную продажу билетов невозможно. Если называть вещи своими именами, то Галибина попросту подставили и выперли.
А на его место пришел очень уважаемый режиссер Валерий Белякович. Я надеюсь, что Валерий Романович просто не в курсе этой истории, потому что поддержка коллег - это тот единственный, хотя и очень маленький шанс, который может сломать театральную ситуацию, возникшую сегодня в Москве.
К слову: мне кажется, голос театральной общественности в защиту Любимову слышен как-то... Не очень слышен.
Мне интересно: кто тот режиссер, который сможет осенью войти в Театр на Таганке и начать репетировать с учениками, предавшими своего учителя?
В Театре имени Станиславского уже испортили жизнь талантливому и очень интеллигентному человеку Александру Галибину. Тут уже, увы, не исправишь.
Можно ли что-то сделать в Театре на Таганке?
Вспомнить, что мы имеем дело с гением, который построил свой дом. Попросить у него прощения. Разрешить ему уволить всех тех артистов, которых он хочет уволить. И дать ему возможность работать и жить так, как может и должен работать и жить человек в своем доме.
Только так можно смыть позор.
Очень жаль, что Юрий Петрович никогда не запретит играть свои спектакли на сцене Таганки. Он же - безусловный их автор, вот и запретил бы. Пусть начинают с нуля, как начинал когда-то он. А то ведь удивительное дело: люди, изгнавшие режиссера, будут еще довольно долгое время жить с того, что он им оставил.
В то, что на место Любимова придет Валерий Золотухин, верить не хочется категорически. Я хорошо знаю Валерию Сергеевича, мы с ним вместе работали: он замечательно играл Сальери в моем спектакле "Моцарт и Сальери". Я понимаю, как ему трудно, когда товарищи просят немного порулить. Однако, я убежден, что ученик может занять место своего учителя лишь в двух случаях: либо, если учитель ушел из этого мира; либо, если он сам попросил ученика: прийти, мол, на мое место. Третьего, как говорится, не дано. Место учителя - свято для ученика. Не верю, что Валерий Сергеевич этого не понимает... Также, как он прекрасно осознает, что никакие оправдания типа: я временно... меня попросил коллектив... здесь не работают. Даже по просьбе коллектива нельзя предавать учителя. Даже, если очень не любишь его жену, мне кажется, не совсем прилично садится в руководящее кресло, чтобы ее уволить. Зная Золотухина, убежден, что он это понимает.
Складывается неприятное ощущение, что в бесконечных спорах о гонорарах, скандале в Праге и прочей, в сущности, ерунде мы позабыли про главное.
Главное заключается в следующем: Юрий Петрович Любимов - великий русский режиссер. Это первое. Второе. Юрий Петрович Любимов построил такой дом, который называется Театр на Таганке. Подчеркну еще раз, потому что в пылу экономических полемик артисты уже стали ставить сам этот факт под сомнение: он построил свой дом - Театр на Таганке.
Даже по просьбе коллектива нельзя предавать учителя. Даже, если очень не любишь его жену
Юрий Петрович, конечно, был не один. Но это именно он, своим талантом, своей энергией объединил под крышей Таганки талантливых и гениальных людей. Это он пригласил в театр великого театрального сценографа Давида Боровского. Это в его (а не в двух других театрах) раскрылся театральный гений Владимира Высоцкого. Это в его спектаклях свои лучшие театральные роли сыграли: В. Смехов и А. Демидова, Б. Хмельницкий и В. Шаповалов, В. Золотухин и Ф. Антипов, З. Славина и И. Бортник, Ю. Смирнов и... Список можно продолжать.
Страна по отношению к мастеру поступила неблагодарно: его вынудили уехать, потом лишили гражданства, а когда он вернулся, отняли у него новую сцену театра, которая была построена под его имя.
История того раскола ничему не научила нынешних артистов. Ну, ушли актеры во главе с Николаем Губенко и создали свой театр "Содружество актеров театра на Таганке". И что? Разве Л. Филатов, И. Ульянова, Т. Жукова, Н. Губенко, Н. Сайко, З. Славина, другие актеры сыграли на сцене нового театра какие-то значительные роли? Нет. "Содружество" вообще выпускает премьеры несравнимо реже, чем Любимов, зато на его сцене регулярно выступают антрепризы. Отнять у гения сцену для того, чтобы предоставлять ее антрепризам, - это нормально? Видимо, для нашего московского театрального королевства - вполне.
Кончились взаимоотношения страны и гения тем, что Любимов попрощался со своими зрителями, сказав, что для него история Таганки закончена.
Человек создал свой дом, разве он не может делать в нем то, что ему кажется верным? Ученики, забыв, кто основатель театра и его хозяин, требуют (!!!) от учителя, чтобы он отдал должность директора, потому что им, артистам, не нравится, что в театральные дела вмешивается жена гения.
Про супругу Юрия Петровича говорится столько, что уже хочется назвать вещи своими именами. Эта женщина - человек, благодаря которой Любимов в 93 года находится в потрясающей творческой и физической форме. Что ненормального в том, что он хочет, чтобы она постоянно была рядом?
Это он, Юрий Петрович Любимов, позвал в свой дом артистов. Почему же сейчас они диктуют ему, кто должен заниматься экономикой театра? Если Любимов - строитель и хозяин дома - хочет, чтобы его жена работала в театре, он имеет на это полное право. А кому не нравится - должны поступить так, как поступили в свое время те же Смехов, Демидова, Хмельницкий - тихо и спокойно уйти. Конечно, артисты в театре важны, но хозяин здесь другой.
Мне совершенно все равно, какой характер у самого Любимова и у его жены. Для меня главное, чтобы Юрий Петрович работал в созданном им театре столько, сколько сочтет нужным.
История с Любимовым уникальна, поскольку уникальна сама фигура этого человека. Однако за последнее время это уже третий случай, когда артисты снимают худрука. Печально, если руководство Департамента культуры Москвы всерьез считает, что театральное искусство движет некий коллективный разум, а не творец.
То, что происходит в Театре на Таганке, заставило забыть историю с Театром имени Станиславского. А история эта, мягко говоря, неприятная.
Из Питера в Москву приехал Александр Галибин. Галибин со страстью взялся за дело: выпускал спектакль за спектаклем. А потом у него возник конфликт с ведущим актером театра Владимиром Кореневым: Галибину не понравилось, что один из спектаклей, в котором играет Коренев и который пользуется большим зрительским успехом, идет слишком часто. Коренев обиделся, объединил вокруг себя других артистов. Посыпались письма.
Галибина упрекали в том, что театр мало посещается. Но любой театральный человек знает: посещаемость спектаклей во многом зависит от умения продавать билеты. Когда в театре все время меняются директора (замечу, без ведома Галибина), организовать нормальную продажу билетов невозможно. Если называть вещи своими именами, то Галибина попросту подставили и выперли.
А на его место пришел очень уважаемый режиссер Валерий Белякович. Я надеюсь, что Валерий Романович просто не в курсе этой истории, потому что поддержка коллег - это тот единственный, хотя и очень маленький шанс, который может сломать театральную ситуацию, возникшую сегодня в Москве.
К слову: мне кажется, голос театральной общественности в защиту Любимову слышен как-то... Не очень слышен.
Мне интересно: кто тот режиссер, который сможет осенью войти в Театр на Таганке и начать репетировать с учениками, предавшими своего учителя?
В Театре имени Станиславского уже испортили жизнь талантливому и очень интеллигентному человеку Александру Галибину. Тут уже, увы, не исправишь.
Можно ли что-то сделать в Театре на Таганке?
Вспомнить, что мы имеем дело с гением, который построил свой дом. Попросить у него прощения. Разрешить ему уволить всех тех артистов, которых он хочет уволить. И дать ему возможность работать и жить так, как может и должен работать и жить человек в своем доме.
Только так можно смыть позор.