Вышла полная библиография Анатолия Эфроса
<p>Прошло более двадцати лет с момента преждевременной, непоправимо ранней смерти выдающегося отечественного режиссера Анатолия Эфроса. За это время его творческое наследие существенно расширилось: продолжали издаваться его труды, работы его жены и сподвижницы, выдающегося театрального критика Натальи Крымовой, статьи и воспоминания о нем. Между тем потребность в полноценном глубоком исследовании его трудов - актуальнейшая задача будущего.</p>
<p>Но основной и принципиально важный шаг на пути к такому исследованию уже сделан. В этом сезоне вышло уникальное издание - "Режиссер Анатолий Эфрос. Жизнь и творчество. Аннотированный библиографический указатель", Санкт-Петербург, "Балтийские сезоны", 2010. Автор проекта Нонна Скегина имеет самое непосредственное отношение к творческой биографии выдающегося режиссера. Став завлитом во времена его работы в Театре им. Ленинского комсомола и затем перейдя с Эфросом в Театр на Малой Бронной, она всегда была его самым верным, исключительно профессиональным сподвижником.</p>
<p>Проделанная ею и коллективом составителей работа представляется исключительно объемной и полной. Аналогов такому труду вообще немного в нашем театроведении. В нем не только максимально полно собрано и представлено творческое наследие мастера. В него вошли 3480 записей - как уже известные, так и вновь выявленные материалы, опубликованные с 1950 по 2010 год как в отечественных, так и иностранных изданиях. Четыре раздела Указателя содержат все, относящееся к творчеству А.В. Эфроса - книги самого режиссера; статьи, заметки, беседы, интервью и письма; записи репетиций; литературу о его жизни и творчестве. Наконец, здесь же можно найти полный указатель спектаклей, фильмов, киновидеоматериалов и звукозаписей Эфроса, а также указатель имен всех авторов.</p>
<p>Строгая хронология исследования позволила автору проекта шаг за шагом проследить жизнь и творчество режиссера. Каждый из источников содержит краткую аннотацию о его содержании. Порой эти источники весьма косвенные - поразительно, как настойчива была воля исследователей, чтобы обнаружить упоминания, высказывания и факты в совсем неочевидных местах. Ну вот, к примеру, под номером 3370 в Указателе значится интервью Владимира Рецептера, данное нашей газете "Жил на свете рыцарь бедный".</p>
<p>Будущему биографу выдающегося режиссера совсем легко будет идти по его следам, читая это издание. Вот Ольга Яковлева дает интервью Марине Зайонц для журнала "Театральная жизнь": "В А. Эфросе поражала "та редкая простота, которая дает человеку возможность жить естественной жизнью".</p>
<p>60 лет, зафиксированных в самых разнообразных источниках - это не только жизнь самого Мастера, но и широкий культурный и социально-политический фон, на котором осуществлялось его творчество. 60 лет истории отечественного театра, сложенных из разных голосов отечественных и зарубежных исследователей, почитателей и врагов, учеников и близких.</p>
<p>И конечно - его собственный голос, его мысли и интонации, советы и сомнения, размышления об искусстве и жизни, выловленные из пожелтевших листов бумаги, из теле- и радиоэфиров, в России, Японии, Грузии, Сербии и Финляндии, Великобритании и Америке. Труды и дни выдающегося мастера, словами которого начинается книга: "...я все время смотрю на часы, чтобы скорей закончился выходной день и началась работа опять...".</p>
<p>Но основной и принципиально важный шаг на пути к такому исследованию уже сделан. В этом сезоне вышло уникальное издание - "Режиссер Анатолий Эфрос. Жизнь и творчество. Аннотированный библиографический указатель", Санкт-Петербург, "Балтийские сезоны", 2010. Автор проекта Нонна Скегина имеет самое непосредственное отношение к творческой биографии выдающегося режиссера. Став завлитом во времена его работы в Театре им. Ленинского комсомола и затем перейдя с Эфросом в Театр на Малой Бронной, она всегда была его самым верным, исключительно профессиональным сподвижником.</p>
<p>Проделанная ею и коллективом составителей работа представляется исключительно объемной и полной. Аналогов такому труду вообще немного в нашем театроведении. В нем не только максимально полно собрано и представлено творческое наследие мастера. В него вошли 3480 записей - как уже известные, так и вновь выявленные материалы, опубликованные с 1950 по 2010 год как в отечественных, так и иностранных изданиях. Четыре раздела Указателя содержат все, относящееся к творчеству А.В. Эфроса - книги самого режиссера; статьи, заметки, беседы, интервью и письма; записи репетиций; литературу о его жизни и творчестве. Наконец, здесь же можно найти полный указатель спектаклей, фильмов, киновидеоматериалов и звукозаписей Эфроса, а также указатель имен всех авторов.</p>
<p>Строгая хронология исследования позволила автору проекта шаг за шагом проследить жизнь и творчество режиссера. Каждый из источников содержит краткую аннотацию о его содержании. Порой эти источники весьма косвенные - поразительно, как настойчива была воля исследователей, чтобы обнаружить упоминания, высказывания и факты в совсем неочевидных местах. Ну вот, к примеру, под номером 3370 в Указателе значится интервью Владимира Рецептера, данное нашей газете "Жил на свете рыцарь бедный".</p>
<p>Будущему биографу выдающегося режиссера совсем легко будет идти по его следам, читая это издание. Вот Ольга Яковлева дает интервью Марине Зайонц для журнала "Театральная жизнь": "В А. Эфросе поражала "та редкая простота, которая дает человеку возможность жить естественной жизнью".</p>
<p>60 лет, зафиксированных в самых разнообразных источниках - это не только жизнь самого Мастера, но и широкий культурный и социально-политический фон, на котором осуществлялось его творчество. 60 лет истории отечественного театра, сложенных из разных голосов отечественных и зарубежных исследователей, почитателей и врагов, учеников и близких.</p>
<p>И конечно - его собственный голос, его мысли и интонации, советы и сомнения, размышления об искусстве и жизни, выловленные из пожелтевших листов бумаги, из теле- и радиоэфиров, в России, Японии, Грузии, Сербии и Финляндии, Великобритании и Америке. Труды и дни выдающегося мастера, словами которого начинается книга: "...я все время смотрю на часы, чтобы скорей закончился выходной день и началась работа опять...".</p>