Традиционный фестиваль "Рок над Волгой" приурочен ко Дню России и так же традиционно собирает самых популярных и матерых рок-звезд нашей страны. Среди них группы "Алиса", "Король и Шут", "ДДТ", "Кипелов",
"Рок над Волгой" приурочен ко Дню России и уже традиционно собирает самых популярных рок-звезд РФ. Среди них: "Алиса", "Король и Шут", "ДДТ", "Кипелов", "Ночные Снайперы", "Сплин", "Машина времени". И "Аквариум", который ни на какие другие рок-фестивали теперь не ездит. Борис Гребенщиков рассказал обозревателю "РГ" почему.
Российская газета: Отчего у вас такая нелюбовь к рок-фестивалям, коих в последнее время становится все больше?
Борис Гребенщиков: Да, мы действительно не любим на них играть. Но в Самару ради "Рока над Волгой" исправно приезжаем уже третий год подряд. Почему? Да потому, что чувствуем - это правильно! Мы все вышли из Волги, и когда поем здесь 12 июня, то как будто отвечаем любовью на любовь.
РГ: "Рок над Волгой" проходит в День России. А куда вы сами могли бы и хотели пойти с российским флагом?
БГ: Флаг не стоит трогать руками; это слишком высокий символ.
РГ: Зрители часто приносят с собой на open-air наши триколоры, делают самодельные приветственные стяги с портретами любимых артистов. Вам-то самому любопытны проявления к вам народной любви?
БГ: Когда мы на сцене, то на что-либо кроме собственной музыки обращать внимание не получается. А после концертов запоминаются всегда не предметы, а исключительно сила переживаемых ощущений.
РГ: Вам нередко стараются подарить какие-то сувениры поклонники. Чаще приходилось замечать фигурки маленьких львов... Вы коллекционируете что-то, гастролируя по миру?
БГ: Вы не поверите, но коллекционировать что-либо я перестал еще в младших классах средней школы. Когда чем-то увлекаешься помимо самого процесса жизни, то это связывает руки и закрывает глаза. Ведь чем большим ты владеешь, то тем более не свободен. А я, наоборот, учусь не иметь ничего своего. Хотя с удовольствием приобретаю что-то, дабы делать подарки.
РГ: Значит, вы избежали одного из самых распространенных упреков, которые обычно жены делают музыкантам, захламляющим жилье сувенирами и фанатской атрибутикой?! Но за какие-то вредные привычки дома, наверное, упрекают и вас?
БГ: Все, что мне говорит моя жена, я принимаю безоговорочно: она несравненно мудрее и наблюдательнее меня. Любой ее упрек - благословение и урок; к тому же она всегда права. Что касается привычек, то каждая из них - вредна. Значительно интереснее полностью избавиться от любых привычек, в том числе и от привычки рассчитывать оптимальный курс, и полностью положиться на интуицию; делать только то, к чему тянет в это мгновение.
РГ: Кстати, о привычках. Раньше вы много курили. Как удалось в одночасье бросить: появился стимул или сделали это на спор?
БГ: Просто очень надоело. И когда в очередной раз напомнили о вреде курения, я перестал. И с того момента курить ни разу не захотелось. Так, оказывается, тоже бывает. Но я не говорю, что "бросил" - просто сейчас я не курю; а что будет потом - предсказывать не стану. А что касается споров и пари, то в эти игры я не играю...
РГ: Новые альбомы, начиная с "Пушкинской, 10", "Аквариум" выкладывает только в Сети. А то и вовсе отдельными, разрозненными треками. Не кажется ли вам, что таким образом сами же разрушаете философию альбомного мышления, заложенную еще The Beatles?
БГ: Не знаю - о чем вы. Все наши альбомы выпускаются на физических носителях, а если их сложно найти, то, значит, они слишком быстро распродаются. Музыка должна быть доступна всем во всех форматах; поэтому, закончив новую песню, мы часто выкладываем ее в Сеть, не дожидаясь, когда поспеет подходящий для нее альбом. Часто, но не всегда.
При этом я действительно считаю, что "время альбомов" закончилось и боевой клич теперешнего времени звучит: "Айпод на Шаффл"! И очень даже хорошо; в мире все должно обновляться. Но для меня это тем более повод собирать новый альбом еще тщательнее, чем раньше. Ведь я люблю идти против течения.
РГ: Какой последний CD и DVD вы сами приобрели в магазине?
БГ: Давно не покупал ничего на физических носителях; то, что мне интересно, я покупаю (или скачиваю) в цифровой форме в Интернете - и смотрю/слушаю прямо из лэптопа. Последний фильм, таким образом мною приобретенный, - "Пираты Карибского Моря-3".
РГ: За пару недель до фестиваля в Самаре вы летали в Исландию смотреть вулкан. Вам не кажется, что в жизни и без того хватает проблем, а наблюдение за летящей лавой вряд ли добавит оптимизма? Или у вас наоборот?
БГ: Я летал в Исландию не ради вулкана, а ради концерта. Вулкан - это приятное добавление... Что касается позитива и проблем, то единственное качество, важное для творца - это восторженная любовь к жизни и уважение к ее тайне; а если любишь, то хочется этим восторгом поделиться со всем миром. И еще - мне кажется, что проблем у людей сейчас столько же, сколько их было и в другие времена. Все зависит от собственного настроя. Можно видеть во всем проблему - и тогда у тебя проблема; а можно видеть интересную задачу - и тогда жизнь интересна.
РГ: Ваши собственные интересные задачи сейчас, полагаю, и педагогические: отчего-то и дочь Алиса в кино не часто снимается, и сын Глеб по-прежнему все записывает новый альбом?
БГ: Об этом нужно спрашивать их самих; они не давали мне права отвечать за них. А то, о чем мы с ними говорим, - это наше дело, и трубить об этом мне кажется неприличным.
РГ: Какие группы на фестивале вам захочется послушать и самому, как зрителю?
БГ: Это станет видно уже на самом концерте.
РГ: Будет ли программа "Аквариума" резко отличаться от той, что вы играли в предыдущем туре, в частности в столичном "Крокус-Сити Холле"?
БГ: С тех пор утекло столько воды (полгода. - Прим. А. А.)! Я думаю, что наше выступление на фестивале не будет иметь ничего общего с прошлым туром. Было бы страшно, если бы мы продолжали так долго делать одно и то же. Нам интереснее все время меняться, чтобы восприятие все время оставалось свежим.
РГ: В отличие от других музыкантов "Аквариум" то выходит "на бис", то абстрагируется от реакции зала. Это зависит от концепции программы или от вашего настроения?
БГ: Насколько я помню, уже много лет мы всегда возвращаемся "на бис", если это физически возможно в данном зале. Естественно, на фестивале это как раз совершенно невозможно. Но знайте, что для нас выход на бис - всегда большая честь; бис - это значит: люди любят наши песни так, что хотят слышать их еще. Как же можно не выйти?
Российская газета: Отчего у вас такая нелюбовь к рок-фестивалям, коих в последнее время становится все больше?
Борис Гребенщиков: Да, мы действительно не любим на них играть. Но в Самару ради "Рока над Волгой" исправно приезжаем уже третий год подряд. Почему? Да потому, что чувствуем - это правильно! Мы все вышли из Волги, и когда поем здесь 12 июня, то как будто отвечаем любовью на любовь.
РГ: "Рок над Волгой" проходит в День России. А куда вы сами могли бы и хотели пойти с российским флагом?
БГ: Флаг не стоит трогать руками; это слишком высокий символ.
РГ: Зрители часто приносят с собой на open-air наши триколоры, делают самодельные приветственные стяги с портретами любимых артистов. Вам-то самому любопытны проявления к вам народной любви?
БГ: Когда мы на сцене, то на что-либо кроме собственной музыки обращать внимание не получается. А после концертов запоминаются всегда не предметы, а исключительно сила переживаемых ощущений.
РГ: Вам нередко стараются подарить какие-то сувениры поклонники. Чаще приходилось замечать фигурки маленьких львов... Вы коллекционируете что-то, гастролируя по миру?
БГ: Вы не поверите, но коллекционировать что-либо я перестал еще в младших классах средней школы. Когда чем-то увлекаешься помимо самого процесса жизни, то это связывает руки и закрывает глаза. Ведь чем большим ты владеешь, то тем более не свободен. А я, наоборот, учусь не иметь ничего своего. Хотя с удовольствием приобретаю что-то, дабы делать подарки.
РГ: Значит, вы избежали одного из самых распространенных упреков, которые обычно жены делают музыкантам, захламляющим жилье сувенирами и фанатской атрибутикой?! Но за какие-то вредные привычки дома, наверное, упрекают и вас?
БГ: Все, что мне говорит моя жена, я принимаю безоговорочно: она несравненно мудрее и наблюдательнее меня. Любой ее упрек - благословение и урок; к тому же она всегда права. Что касается привычек, то каждая из них - вредна. Значительно интереснее полностью избавиться от любых привычек, в том числе и от привычки рассчитывать оптимальный курс, и полностью положиться на интуицию; делать только то, к чему тянет в это мгновение.
РГ: Кстати, о привычках. Раньше вы много курили. Как удалось в одночасье бросить: появился стимул или сделали это на спор?
БГ: Просто очень надоело. И когда в очередной раз напомнили о вреде курения, я перестал. И с того момента курить ни разу не захотелось. Так, оказывается, тоже бывает. Но я не говорю, что "бросил" - просто сейчас я не курю; а что будет потом - предсказывать не стану. А что касается споров и пари, то в эти игры я не играю...
РГ: Новые альбомы, начиная с "Пушкинской, 10", "Аквариум" выкладывает только в Сети. А то и вовсе отдельными, разрозненными треками. Не кажется ли вам, что таким образом сами же разрушаете философию альбомного мышления, заложенную еще The Beatles?
БГ: Не знаю - о чем вы. Все наши альбомы выпускаются на физических носителях, а если их сложно найти, то, значит, они слишком быстро распродаются. Музыка должна быть доступна всем во всех форматах; поэтому, закончив новую песню, мы часто выкладываем ее в Сеть, не дожидаясь, когда поспеет подходящий для нее альбом. Часто, но не всегда.
При этом я действительно считаю, что "время альбомов" закончилось и боевой клич теперешнего времени звучит: "Айпод на Шаффл"! И очень даже хорошо; в мире все должно обновляться. Но для меня это тем более повод собирать новый альбом еще тщательнее, чем раньше. Ведь я люблю идти против течения.
РГ: Какой последний CD и DVD вы сами приобрели в магазине?
БГ: Давно не покупал ничего на физических носителях; то, что мне интересно, я покупаю (или скачиваю) в цифровой форме в Интернете - и смотрю/слушаю прямо из лэптопа. Последний фильм, таким образом мною приобретенный, - "Пираты Карибского Моря-3".
РГ: За пару недель до фестиваля в Самаре вы летали в Исландию смотреть вулкан. Вам не кажется, что в жизни и без того хватает проблем, а наблюдение за летящей лавой вряд ли добавит оптимизма? Или у вас наоборот?
БГ: Я летал в Исландию не ради вулкана, а ради концерта. Вулкан - это приятное добавление... Что касается позитива и проблем, то единственное качество, важное для творца - это восторженная любовь к жизни и уважение к ее тайне; а если любишь, то хочется этим восторгом поделиться со всем миром. И еще - мне кажется, что проблем у людей сейчас столько же, сколько их было и в другие времена. Все зависит от собственного настроя. Можно видеть во всем проблему - и тогда у тебя проблема; а можно видеть интересную задачу - и тогда жизнь интересна.
РГ: Ваши собственные интересные задачи сейчас, полагаю, и педагогические: отчего-то и дочь Алиса в кино не часто снимается, и сын Глеб по-прежнему все записывает новый альбом?
БГ: Об этом нужно спрашивать их самих; они не давали мне права отвечать за них. А то, о чем мы с ними говорим, - это наше дело, и трубить об этом мне кажется неприличным.
РГ: Какие группы на фестивале вам захочется послушать и самому, как зрителю?
БГ: Это станет видно уже на самом концерте.
РГ: Будет ли программа "Аквариума" резко отличаться от той, что вы играли в предыдущем туре, в частности в столичном "Крокус-Сити Холле"?
БГ: С тех пор утекло столько воды (полгода. - Прим. А. А.)! Я думаю, что наше выступление на фестивале не будет иметь ничего общего с прошлым туром. Было бы страшно, если бы мы продолжали так долго делать одно и то же. Нам интереснее все время меняться, чтобы восприятие все время оставалось свежим.
РГ: В отличие от других музыкантов "Аквариум" то выходит "на бис", то абстрагируется от реакции зала. Это зависит от концепции программы или от вашего настроения?
БГ: Насколько я помню, уже много лет мы всегда возвращаемся "на бис", если это физически возможно в данном зале. Естественно, на фестивале это как раз совершенно невозможно. Но знайте, что для нас выход на бис - всегда большая честь; бис - это значит: люди любят наши песни так, что хотят слышать их еще. Как же можно не выйти?