Объявлен длинный список премии "Просветитель" в области научно-популярной литературы

Среди слегка пожухлых растений Александр Гаврилов, Александр Архангельский и Дмитрий Зимин объявили длинный список четвертого сезона премии "Просветитель".
Потрепанные комнатные цветы, украшающие один из залов, были очень в тему - список оглашали в кафе под названием "Август". Александр Гаврилов посетовал на то, что каждый год комитет страдает от двух проблем: сначала все боятся, что не хватит книг на длинный список, а потом, наоборот, не могут "втиснуть" в него все достойные издания.
В этот раз на конкурс поступило около ста книг. Двадцать пять из них попали в длинный список, некоторые были припрятаны до следующего года, остальные - отсеяны.
Александр Архангельский оценил этот сезон так:
- Год на год не приходится, но я абсолютно уверен, что шорт-лист, который будет выбран из этого списка, ни в чем не будет уступать прошлогоднему, потому что выбирать есть из чего. Более того, когда мы, частью по формальным основанием, а частью и нет, пытались "втиснуть" в отведенные двадцать пять позиций те книги, которые были выдвинуты на премию, то это была задача очень тяжелая. Выбирать приходилось как в соцреализме - между хорошим и лучшим

Ничего подобного тому, что будет происходить в эти дни на XIV Конкурсе Чайковского, в мировой практике еще не случалось. Все его события будут транслироваться на весь мир онлайн. О том, какую технологическую революцию переживет в этом сезоне Конкурс, как

 Ничего подобного тому, что будет происходить в эти дни на XIV Конкурсе Чайковского, в мировой практике еще не случалось. Все его события будут транслироваться на весь мир онлайн. О том, какую технологическую революцию переживет в этом сезоне Конкурс, какие возможности откроются для музыкантов и публики на интернет-портале, специально для "РГ"  прокомментировал гендиректор Интернет-вещания Конкурса Чайковского Антон Гопка
Ничего подобного тому, что будет происходить в эти дни на XIV Конкурсе Чайковского, в мировой практике еще не случалось. Все события Конкурса - выступления музыкантов, их закулисная жизнь, репетиции, комментарии экспертов будут транслироваться в режиме реального времени на весь мир из семи специально оборудованных концертных залов Москвы и Петербурга.
Глобальную интернет-трансляцию обеспечит портал классической музыки ParaClassics.com при технологической поддержке ОАО "Ростелеком". О том, какую технологическую революцию  переживет в этом сезоне Конкурс Чайковского, какие возможности откроются для музыкантов и публики на интернет-портале, специально для "Российской газеты"  прокомментировал генеральный директор Интернет-вещания Конкурса Чайковского, президент ParaClassics Антон Гопка.
Российская газета: Новый портал классической музыки в России стартовал одновременно с Конкурсом Чайковского. Какой собственный, уникальный контент предлагает этот портал, что особенного предложит пользователям во время Конкурса?
Антон Гопка: В первую очередь, ParaClassics.com - это не просто техническая поддержка, а творческое решение в современном позиционировании Конкурса Чайковского в мире. Если основной сайт Конкурса предоставляет ключевую официальную информацию, то наш портал презентует сам Конкурс и его участников менее формальном ракурсе

Владимир Путин принял участие в открытии конкурса имени Чайковского

 Владимир Путин принял участие в открытии конкурса имени Чайковского
Открытие ХIV Международного конкурса имени Чайковского не обошлось без участия премьер Владимира Путина, ставшего почетным гостем мероприятия.
Находясь в окружении профессиональных музыкантов и вдумчивых слушателей, глава правительства не стал играть на рояле "С чего начинается Родина?". Вместо этого он произнес вступительную речь, которая и положила начало наиболее статусному конкурсу страны.
Прежде всего Путин поздравил всех собравшихся с открытием конкурса. Он пожелал участникам справиться с волнением, а зрителям - насладиться прекрасной музыкой. "Уверен, что это будет интересное соревнование талантливых людей", - не сомневается премьер.
В этом году на плечи конкурсантов ложится особая ответственность, поскольку им придется выступать в прямом эфире на глазах сотен тысяч зрителей со всего мира. "Конкурс Чайковского - это всемирно известный смотр и состязание виртуозности, артистизма, исполнительского мастерства", - говорил премьер

Ван Клиберн: Россия меня вдохновила

"Я считаю, что это гениальный пианист, другого слова нет", - написал о Ване Клиберне Генрих Нейгауз.
Именно с победы обаятельного и сокрушительно талантливого американского пианиста Вана Клиберна началась легендарная история Конкурса Чайковского в 1958 году и его международный авторитет.
Слушая его тогда, на первом Конкурсе Чайковского, рыдал от избытка эмоций профессор Московской консерватории Александр Гольденвейзер. Святослав Рихтер ставил Клиберну 25 баллов, а всем остальным - нули. Позже пианист Лев Власенко сказал: "Ван Клиберн дал Конкурсу Чайковского сразу высочайший уровень! Именно на Первом конкурсе был установлен такой элитный "золотой" стандарт..."
С тех пор Конкурс Чайковского переживал и великолепные победы, и упадок, но легенда Клиберна пережила все времена. Его и сегодня во всем мире почитают как первого лауреата Чайковского, а в России помнят всегда. И на этот раз кумир Конкурса Чайковского должен приехать к финальным соревнованиям пианистов в Москву, в тот самый Большой зал консерватории, где он 2 апреля 1958 года вытянул свой счастливый N 15.
Два года назад Ван Клиберн давал мастер-класс в Центре оперного пения Галины Вишневской, и, как в старые времена, люди снова ломились в зал даже через окна

Новость, что Валерий Гергиев возглавил Конкурс Чайковского, в свое время стала сенсацией - так же, как и сделанные им шаги по возвращению авторитета легендарного музыкального состязания. Открывая XIV Международный конкурс Чайковского, Валерий Гергиев сам

 Новость, что Валерий Гергиев возглавил Конкурс Чайковского, в свое время стала сенсацией - так же, как и сделанные им шаги по возвращению авторитета легендарного музыкального состязания. Открывая XIV Международный конкурс Чайковского, Валерий Гергиев сам оценил для "РГ" новые реалии конкурса. "Думаю, в этом году будет, если не нервное, то очень напряженное соревнование", - рассказал музыкант
Новость, что Валерий Гергиев возглавил Конкурс Чайковского, в свое время стала сенсацией - так же, как и сделанные им шаги по возвращению авторитета легендарного конкурса.
Крутой поворот обозначился сразу: концертный менеджмент для лауреатов, состав жюри из крупнейших персон музыкального мира, приглашение в команду американского менеджера Ричарда Родзинского, радикальная смена имиджа конкурса и многие другие нововведения, которые при других обстоятельствах продвигались бы десятилетиями. Открывая XIV Международный конкурс Чайковского, Валерий Гергиев сам оценил для "Российской газеты" новые реалии знаменитого конкурса.
Российская газета: Страхи, что к Конкурсу Чайковского не откроется Большой зал консерватории, позади. Вчера Большой зал открылся, а "страховочная" модель, разделившая конкурс на два города, осталась. Теперь у "Чайковского" семь залов для состязаний, два пресс-клуба для журналистов и, вероятно, масса организационных сложностей?
Валерий Гергиев: А какие тут сложности? Сегодня дорога от Дома музыки до Большого зала консерватории занимает столько же времени, сколько нужно, чтобы долететь от Петербурга до Москвы. Конечно, когда речь впервые пошла о решении, чтобы провести конкурс в двух городах, чувствовалось серьезное напряжение в Москве

Открылся вновь Большой зал консерватории

По традиции с 1958 года именно в Большом зале консерватории проходят церемонии открытия и закрытия конкурса Чайковского, а также туры пианистов. С июня прошлого года Большой зал консерватории был закрыт на реставрацию, в которой нуждался уже несколько десятилетий.
Когда-то в 1901 году новый музыкальный "храм" Москвы открылся концертом из сочинений русских композиторов и 9-й симфонией Бетховена под управлением директора консерватории Василия Сафонова. И сразу было ясно, что главным достоинством Большого зала является не только его изысканный дизайн, но и абсолютно уникальная акустика. К счастью, во время реставрации она не пострадала.
Результатом годовых работ в Большом зале стала замена боковых амфитеатров-балконов, укрепление сводов и колонн, новая кровля. Материалы использовали, идентичные оригиналам XIX века, применялись новейшие технологии

Большой зал консерватории открылся после реставрации

По традиции с 1958 года именно в Большом зале консерватории проходят церемонии открытия и закрытия конкурса Чайковского, а также туры пианистов. С июня прошлого года Большой зал консерватории был закрыт на реставрацию, в которой нуждался уже несколько десятилетий.
Когда-то в 1901 году новый музыкальный "храм" Москвы открылся концертом из сочинений русских композиторов и 9-й симфонией Бетховена под управлением директора консерватории Василия Сафонова. И сразу было ясно, что главным достоинством Большого зала является не только его изысканный дизайн, но и абсолютно уникальная акустика. К счастью, во время реставрации она не пострадала.
Результатом годовых работ в Большом зале стала замена боковых амфитеатров-балконов, укрепление сводов и колонн, новая кровля. Материалы использовали, идентичные оригиналам XIX века, применялись новейшие технологии

Жеребьевка XIV Международного конкурса Чайковского прошла в Малом зале Московской консерватории

Жеребьевка XIV Международного конкурса Чайковского прошла в Малом зале Московской консерватории.
Известно, что часть конкурса Чайковского - скрипичная и вокальная перенесена в этом году в Петербург, потому московский этап определил порядок выступлений конкурсантов по специальностям "фортепиано" и "виолончель". И надо заметить, что первая встреча конкурсантов состоялась оперативно, без торжественных речей, в дружеской обстановке, выражающей дух студенчества и молодежных конкурсов. Музыканты из разных стран мира - 29 пианистов из 12 стран и 25 виолончелистов из 13 стран - разместились на первых рядах Малого зала и полностью погрузились в общение, будто забыв о том, что с завтрашнего дня им предстоит серьезная конкурсная борьба.
Конкурсантов приветствовали члены Оргкомитета - ректор Московской консерватории Александр Соколов и генеральный директор конкурса, почетный президент Международного конкурса Вана Клиберна Ричард Родзинский. Отметив значительность события и тот факт, что с участия в нем начинали свой путь многие известные музыканты, Александр Соколов заметил, что традиция проведения состязания в залах Московской консерватории является безусловной. "Нам очень приятно, - сказал ректор, - что к конкурсу отреставрирован Большой зал консерватории, и для ваших репетиций и занятий будут предоставлены классы Московской консерватории"

В Москве началась подготовка к фестивалю "Спасская башня"

 В Москве началась подготовка к фестивалю "Спасская башня"
Для дирекции этого международного военно-музыкального праздника начинается самое хлопотное время. Ведь предстоит организовать пять грандиозных выступлений с участием более чем тысячи музыкантов.
Организаторы, как всегда, озабочены тем, чтобы тепло принять гостей, разместить их в отелях, обеспечить транспортом, накормить, продумать программу знакомства с Москвой и ее главными достопримечательностями.
Кроме того, надо договориться с таможней о разрешении на провоз оружия, с которым прибудут подразделения Почетного караула Греции, Норвегии и Иордании: они продемонстрируют на фестивале свои "фирменные" приемы строевой выучки. Надо продумать график общих репетиций, ведь наряду с выступлениями отдельных коллективов предстоят и совместные выходы на площадь сразу всех участников фестиваля, а это, повторим, больше тысячи человек.
Однако едва ли не самая трудная задача, над которой ломают головы организаторы, заключается в том, как, никого не ущемив, уместить всю программу в два с лишним часа. В этом году "Спасская башня" отличится рекордным представительством: на Красной площади выступят музыкальные коллективы из тринадцати стран плюс военные оркестры Российской Федерации.
Кроме уже названных, приедут мексиканцы - это будет московский дебют представителей Латинской Америки, британцы, французы, испанцы, бельгийцы, пакистанцы. Китай пришлет свой экзотический коллектив "Ши Хо" из Древнего Сианя

Театр Станиславского и Немировича-Данченко нашел худрука балета

Пост руководителя балетной труппы Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко оставался вакантным меньше трех месяцев. Он достался Игорю Зеленскому, сейчас возглавляющему балет в Новосибирске.
Скамейка способных балетных руководителей настолько коротка, что перестановки в самом верху мирового рейтинга вызывают извержение кадровых перемен по всему миру. Назначение Алексея Ратманского на пост хореографа American Ballet Theatre, случившееся еще два года назад, теперь докатилось до Новосибирска. Большой театр долго мучился поиском замены Ратманскому, пока не остановился на кандидатуре своего бывшего премьера Сергея Филина. Нынешней весной он спешно сдал дела в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко, который после трех за последнее десятилетие смен балетных начальников наконец начал ощущать плоды стабильности