"Восточный вектор": саммит ШОС не пройдет мимо Сирии
Саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), открывающийся 13 сентября в Бишкеке, обещает быть интересным и по тематике, и по принятым решениям. Лидеры ШОС обсудят не только торгово-экономические отношения между странами-участниками организации, но и ситуацию в Сирии. Кроме того, ожидается прорыв в российско-иранских отношениях.
Сотрудничество как форма взаимодействия
ШОС – по-своему уникальная организация. Она не является военным блоком (как, например, НАТО или ОДКБ) или какой-то формой торгово-экономической интеграции (как Таможенный союз). Это площадка стран-участниц (Россия, Китай, Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан) и стран-наблюдателей (Афганистан, Индия, Иран, Монголия, Пакистан), на которой обсуждаются вопросы стабильности, безопасности и экономического развития на всем "ШОСовском" и прилегающем пространстве. Обычно на своих встречах лидеры говорят о борьбе с терроризмом, сепаратизмом, наркотрафиком, незаконной миграции, а также о развитии экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научном и культурном взаимодействии.
Кроме того, сохранение в повестке дня таких политических вопросов, как борьба с проявлениями "трёх зол" (по терминологии ШОС): терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом придают Организации дополнительный динамизм, а гарантией конструктивного сотрудничества являются личные отношения лидеров. К примеру, новый лидер КНР Си Цзиньпин своими внешнеполитическими шагами и заявлениями дает понять, что намерен всячески укреплять отношения с Москвой, не забывая при этом об интересах Пекина в Средней Азии.
Поднебесная предлагает пойти "Шелковый путем"
Саммиту ШОС предшествовало большое турне председателя КНР Си Цзиньпина по странам Средней Азии. Он посетил Туркменистан, Казахстан, Узбекистан и Киргизию. Главная тема всех встреч - расширение энергетического сотрудничества со странами региона, а также выход во внешний мир через "северный коридор, предусматривающий строительство железной дороги Китай–Киргизия–Узбекистан.
Своеобразной программой политики Китая в регионе можно считать выступление Си Цзиньпина в "Назарбаев Университете" в Астане. Там глава КНР выдвинул тезис о формировании "экономического коридора Шелкового пути". В зоне "Шелкового пути" есть все необходимое для благополучия – трудовые ресурсы (проживает три миллиарда человек), огромный региональный рынок, энергетические возможности. Чтобы добиться благополучия и процветания, для начала нужно устранить барьеры на пути торгово-инвестиционной деятельности.
Пекин готов начать работу в этом направлении. Это выступление Си Цзиньпина очень активно обсуждается в странах Центральной Азии. Многие эксперты заговорили о том, что оно знаменует собой переход Китая и стран Центральной Азии на новый уровень отношений. Об этом будут говорить лидеры и на саммите ШОС в Бишкеке.
Китай и до этого проводил последовательную и продуманную политику в регионе. Пекину удалось выстроить дружеские политические отношения со всеми партнерами, добиться признания границ с постсоветскими странами в своих интересах, заручиться отказом от поддержки сепаратистов в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Теперь можно говорить о следующем этапе, при котором Пекин становится не просто партнером Астаны, Бишкека, Душанбе и Ташкента, но и их главным инвестором.
Сейчас эксперты-геополитики все чаще и чаще задаются вопросом: попадут ли страны Средней Азии в полную зависимость от Китая? Очевидно, что такое невозможно в краткосрочной и даже в среднесрочной перспективе. Но то, что сегодня кажется невероятным, завтра будет восприниматься как данность. Многое зависит не только от активности Китая, которую он демонстрирует, но и от того, что сможет предложить региону Россия. Пока для Москвы такая активность Пекина явно на руку. Экономические проекты способствуют поддержанию стабильности в регионе.
Что будет с Афганистаном после 2014 года
В повестке дня саммита будет и ситуация в Афганистане. ШОС должна сыграть важную роль в деле стабилизации ситуации в этой стране, особенно после 2014 года, когда Афганистан покинут войска международной коалиции. Сейчас о происходящем там говорят тревожные сообщения из Кабула, которых изо дня в день все больше и больше. Растет террористическая активность, увеличивается объем наркотиков, вывозимых из Афганистана, в ряде провинций теряется административный контроль.
Эксперты говорят о самых негативных сценариях, в том числе о полной потере управляемости и дезинтеграции страны. Знаковым событием для Афганистана должны стать президентские выборы, которые пройдут весной 2014 года (ориентировочно 5 апреля). Они продемонстрируют, насколько способна центральная власть контролировать ситуацию не только в Кабуле, но и в удаленных провинциях.
С учетом того, что Афганистан имеет статус наблюдателя в ШОС, площадка этой Организации может стать оптимальной для разговора о будущем Афганистана. При этом все страны ШОС – как участники, так и наблюдатели (а среди них, напомним, Пакистан) – в той или иной форме заявили, что не намерены вмешиваться в военные аспекты ситуации в Афганистане. Собственно, за военную безопасность в центрально-азиатском регионе "главным ответственным" выступят силы ОБКБ. А вот место и роль ШОС в поддержке Афганистана предстоит определись лидерам этой организации.
Иран и Россия: возобновление проектов
"На полях" саммита Владимир Путин проведет встречу с новым президентом Ирана Хасаном Роухани. Последний раз Путин встретился с Роухани в 2005 году в Кремле, когда тот был переговорщиком по иранской ядерной программе. Встреча в Бишкеке знаковая не только потому, что у Роухани теперь новый статус. От нее ждут возобновления российско-иранского сотрудничества по нескольким направлениям, в первую очередь военно-техническому и энергетики. Наблюдателей интересует, приняла ли Москва принципиальное решение пойти навстречу пожеланиям Тегерана по двум важным для него вопросам - поставкам зенитно-ракетных комплексов С-300 и строительству второго энергоблока АЭС в Бушере. По официально не подтвержденным данным, Россия готова поставить Ирану пять дивизионов ЗРК С-300ВМ "Антей-2500" (это модифицированный вариант системы С-300В).
Стоит напомнить, что контракт на поставку Ирану пяти дивизионов С-300 был подписан в 2007 году (его стоимость - порядка 800 млн долларов). Спустя три года Совбез ООН принял резолюцию по Ирану, которая вводила санкции, в том числе запрет на передачу Ирану современных вооружений. В сентябре 2010 года Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост президента, подписал указ о мерах по выполнению этой резолюции. В результате, контракт на поставку С-300 был аннулирован, а Тегеран предъявил "Рособоронэкспорту" иск на 4 млрд долларов. Сейчас стороны готовы договориться о возобновлении этого контракта.
Кроме того, Россия и Иран возобновят сотрудничество в атомно-энергетической сфере. Москва намерена подписать с Тегераном соглашение о строительстве второго энергоблока АЭС в Бушере. Возобновление этих проектов выгодно России не только экономически. Диалог и партнерские отношения с Ираном важны в контексте сложившейся международной обстановки.
Сирийский вопрос для Центральной Азии
Ситуация вокруг Сирии будет обсуждаться как на самом саммите ШОС, так и на двусторонних встречах. "Я полагаю, что в итоговой Бишкекской декларации будет содержаться консолидированная позиция стран ШОС по этому сюжету", - заявил замглавы МИД РФ Игорь Моргулов.
Некоторые эксперты оценивают предстоящий саммит ШОС как попытку Москвы отыграться в сирийском вопросе за саммиты "Большой восьмерки" и "Большой двадцатки". На G8 в июне этого года Россия была явно в меньшинстве и Владимиру Путину стоило больших усилий добиться компромиссного варианта коммюнике по Сирии. На недавней встрече G20 голоса разделились примерно поровну – сторонники и противники операции США против Дамаска не смогли придти к какому-то определенному решению и остались каждый при своей позиции. В Бишкеке лидеры стран ШОС имеют единодушную позицию и готовы высказаться в поддержку Дамаска.
Однако было бы ошибкой свести обсуждение сирийского вопроса к витку нового противостояния Востока (Россия и Китай) и Запада (США и страны НАТО). Сейчас появился новый шанс на сотрудничество всех сил, заинтересованных в урегулировании конфликта. Москва своим предложением взять под контроль химическое оружие на территории Сирии добилась как минимум отсрочки военной операции США.
Однако, с другой стороны, не лишним будет умерить слишком воинственную и резко антиамериканскую риторику Тегерана. Лидерам ШОС стоит учитывать, что ситуация слишком хрупкая и не терпит резких движений. Если упустить нынешнюю возможность договориться, то можно потерять не только Сирию, но и мир на всем пространстве от Ближнего Востока до Центральной Азии. В Москве это понимают и готовы искать компромиссные решения сирийского вопроса в рамках ШОС.