Дамаск заявляет, что ЛАГ содействует внешнему вмешательству в сирийский кризис
"Вместо того, чтобы принять все меры к недопущению иностранного вмешательства, руководство ЛАГ, по сути, дало согласие на вовлечение в конфликт внешних сил", - указал сирийский министр.
Муаллем выразил готовность Дамаска к сотрудничеству с арабами в рамках хартии совместных действий. Однако он вновь подчеркнул неприемлемость для Сирии выдвинутых условий для размещения в стране арабских наблюдателей. По словам министра, протокол ЛАГ "полностью игнорирует роль сирийского государства и попирает национальный суверенитет". Кроме того, предложение Дамаска о координации работы группы мониторинга с сирийскими властями "так и осталось без ответа". Телестанция "Аль-Манар" передала ранее ремарку Муаллема о том, что "ультиматумы арабов не волнуют Дамаск".
Как пояснил сегодня помощник генсека ЛАГ Ахмед бен Хеллу, готовящийся пакет санкций межарабского сообщества "не направлен против сирийского народа". По его словам, "это послание правящему режиму, которому следует серьезно взаимодействовать с Лигой и уважать ее решения".
Между тем, арабские дипломатические источники сообщают о возражениях со стороны трех соседей Сирии - Ливана, Ирака и Иордании - по поводу мер экономического воздействия, которые должны быть сегодня одобрены на заседании Совета ЛАГ на уровне министров иностранных дел. Так, премьер- министр Ливана Наджиб Микати заявил, что Бейрут "будет голосовать против изоляции Сирии и любой другой арабской страны". "Мы не собираемся идти на какие-либо авантюрные шаги, затрагивающие наши отношения с Дамаском", - указал он. Глава МИД Ирака Хошияр Зибари сообщил, что у Багдада также имеются "существенные оговорки". Выступая в субботу на пресс-конференции, он сказал, что Ирак "не в состоянии пойти на торговый бойкот Сирии, с которой он связан тесным партнерством". В свою очередь, президент Джаляль Талабани прямо указал "на угрозу прихода к власти в Дамаске экстремистов, которые займут враждебную позицию по отношению к демократическому Ираку".
Министр иностранных дел Иордании Насер Джоуда призвал руководство ЛАГ при выработке санкций против Сирии принять во внимание интересы соседних с ней стран. Он подчеркнул, что иорданское королевство поддерживает "консолидированную арабскую позицию по сирийскому досье".
Основными инициаторами давления на Сирию стали Катар и Саудовская Аравия. За направление Дамаску "сильного сигнала" выступает Анкара, которая уже дала понять, что присоединится к арабским санкциям. Шеф турецкой дипломатии Ахмет Давутоглу примет участие в сегодняшнем совещании Совета ЛАГ.
Одобренный на заседании арабских министров финансов в субботу пакет санкций предусматривает замораживание авуаров сирийской правящей элиты в арабских банках, сворачивание коммерческих связей с Дамаском и инвестирования совместных проектов. Все финансовые операции с сирийскими банками будут приостановлены, за исключением денежных переводов сирийцев, работающих в арабских странах. Будет предложено заморозить участие Сирии в арабской зоне свободной торговли и ограничить авиасообщение с Дамаском. В Сирию, однако, будут продолжаться поставки базовых продовольственных продуктов.
Как признают региональные эксперты, санкции ЛАГ негативно скажутся на экономике страны, учитывая, что 52,5 проц сирийского экспорта и 16,4 проц импорта приходится на арабских соседей. Крупнейшим торговым партнером Сирии является Ирак, куда поступает 31,4 проц всех производимых в Сирии товаров, и Ливан /12,7 проц/.
Сирийская оппозиция, тем временем, все громче ведет разговор о создании "гуманитарных коридоров" и "безопасных зон для беженцев". По словам члена Исполкома Сирийского национального совета Ахмеда Радвана, в "районы бедствия", где не менее 3 млн человек оказались заложниками конфронтации между правительственными войсками и вооруженными противниками режима, следует срочно организовать "мосты гуманитарной помощи". По сведениям сирийских правозащитников, за минувшие сутки в ходе столкновений между стражами порядка и участниками уличных выступлений погибли 28 человек. На севере Сирии, в Идлибе, боевики совершили из засады нападение на военный конвой. Погибли восемь военнослужащих, и свыше 40 получили ранения.