«Принцип табуретки» в пенсионной системе
Вокруг моделей пенсионных систем в самых разных странах чиновниками и экспертами ломается куча копий. Конструкций придумано достаточно много. Есть американская модель с опорой на индивидуальные пенсионные счета, чилийская модель с опорой на пенсионные фонды. Комбинированная шведская, англо-саксонская и континентальная европейская. Где-то выделен распределительный, где-то обязательно накопительный, где-то добровольный механизм. Где-то опираются на госструктуры, где-то на пенсионные фонды, страховые компании и управляющих активами. Вариантов масса, но, как оказывается, идеальных решений так и не найдено.
В России в начале 2000-х за основу была принята шведская комбинированная модель с накопительной компонентой. Неплохая, на мой взгляд. Но дьявол кроется в деталях, в механизмах реализации. И не только у нас, но и у шведов возникли трудности. Не говоря о других странах. Все еще недавно благополучные модели трещат под давлением всевозможных современных рисков: политических, демографических, финансовых. В этих условиях приходит понимание, что необходимо и дальше комбинировать подходы. Надеюсь, что новой важной вехой в модернизации российской пенсионной системы станет появление механизма индивидуальных накопительных счетов с элементами налогового стимулирования.
Как известно из геометрии, самой устойчивой является табуретка на трех ножках. На двух она просто не стоит, а при четырех – очень часто качается. Так и в современных пенсионных системах – оптимальным является наличие всех 3-х так называемых «столпов» (pillars).
Первый – это распределительная система, как ее обычно называют PAYG (pay as you go) – это принцип «плати на входе». Распределительную систему первым официально внедрил кайзер Бисмарк в 1889 году. Она пережила две мировые войны, кучу финансовых кризисов, но трещит под натиском демографии: снижения рождаемости и старения населения. На каждого пенсионера приходится все меньше работающих. Введение страховых и условно-накопительных принципов проблем не снимает. Решениями по балансировке распределительной системы и удержании уровней пенсий на приличном уровне являются увеличение пенсионного возраста, либо увеличение взносов. А это не всегда реализуемо в силу политических и экономических причин.
Второй столп – это обязательная накопительная система. В ее основу положен принцип выделения определенного количества взносов из распределительной системы и направление на индивидуальный счет застрахованного лица в виде реальных денег, которые в зависимости от выбора или его отсутствия определенным образом инвестируются. В России обязательный накопительный элемент появился более десяти лет назад, потом несколько раз модернизировался, и сейчас взносы составляют для лиц 1967 года и младше 6% от заработной платы. Их можно по выбору направить в один из уполномоченных негосударственных пенсионных фондов (НПФ) или управляющих компаний (УК). Деньги же тех, кто не сделал такого выбора, управляются государственной управляющей компанией в лице Внешэкономбанка. А с будущего года и вовсе «молчунам» грозит обрезание их ставки до 0%. Вообще накопить на хорошую прибавку к пенсии даже при 6% взносов можно только на очень длинных временных горизонтах. То есть это имеет смысл, например, для молодых поколений, которые о пенсии еще не думают, добровольно накапливать не начали. Таким образом, обязательные накопления – это своеобразный «мостик» между распределительной и добровольной накопительной составляющей.
Третий столп – добровольные накопления. Да, в России с 1992 года существуют НПФы, которые вначале пошли по пути создания корпоративных пенсионных систем, когда взносы платит работодатель за своих сотрудников. Потом их захватила борьба за обязательные накопления. До выхода на добровольный рынок в розницу дело так и не дошло. Страховые компании делали попытку выхода с накопительным страхованием, но крупная американская кампания с названием «на три буквы», за здравие начавшая на нашем рынке, затем в последний кризис закончила за упокой и сильно подорвала доверие к этому виду накоплений.
Сейчас речь идет о возможном появлении на российском рынке нового механизма – индивидуальных инвестиционных счетов, которые могут являться и пенсионными. В разных странах по таким счетам существуют налоговые стимулы. Например, на 100 денежных единиц внесенных на такой счет средств, часть возвращается из уплаченного за год подоходного налога. У нас это может быть те же 13%. Получается своеобразный «пенсионный кэш-бэк». Далее деньги по выбору человека размещаются на банковский депозит, в паевой фонд или другой консервативный инвестиционный продукт (например, с защитой капитала). Это вполне может заинтересовать широкий круг будущих пенсионеров. Ведь деньги всегда рядом и под контролем. Это выгодно отличает добровольные накопления от того же механизма государственного софинансирования пенсий 12+12. Даже при условной 100% доходности люди не готовы отдавать деньги в ПФР с потерей контроля и возможности распоряжения ими.
А добровольными накоплениями можно распоряжаться по своему усмотрению. Возникла экстренная необходимость воспользоваться резервом – пожалуйста. Да, налоговые льготы придется вернуть, но вложенные деньги-то можно получить. При выходе на пенсию можно использовать накопленное на помесячные пенсионные выплаты, оформить аннуитет. А можно купить маленький бизнес, который будет приносить дополнительную ренту, или недвижимость, включая дачную и курортную. Или вложиться в медицинскую страховку.
Сейчас многие, узнав о том, что больших пенсий от государственной распределительной и обязательной накопительной пенсии ждать не стоит, заговорили, что нужно срочно рожать детей, чтобы те могли содержать родителей в будущем. По-моему, это не самый оптимальный выход. У детей будет много своих расходов по жизни. Нужно все-таки решать свою пенсионную задачу самостоятельно. И добровольные накопления тут могут сильно помочь. Так что с одной стороны ждем механизма от государства, а с другой – можно делать это уже и сейчас. Да, стимулов по налогам нет, но стимулом может и должен быть достойный уровень жизни на пенсии.
И получится, что «пенсионная табуретка» сможет вас удержать: часть от государства, часть от обязательных накоплений, часть от добровольных. Осталось приделать недостающую ножку.
Вадим Логинов - директор по стратегическому развитию УК «Альфа – Капитал»