Медведев приветствует решение таджикского суда об освобождении российского летчика
"Эта ситуация была на контроле у президента; по его поручению были проведены необходимые консультации с таджикскими властями, а также предприняты все меры по защите прав российского гражданина", - сказала Тимакова журналистам.
"Дмитрий Медведев неоднократно заявлял, что руководство России всегда будет защищать интересы своих граждан и оказывать им необходимую помощь и поддержку в сложных ситуациях", - напомнила она.
Ранее сегодня коллегия кассационной инстанции по уголовным делам Хатлонского областного суда постановила освободить пилотов компании "Ролкан" - россиянина Владимира Садовничего и эстонского гражданина Алексея Руденко, задержанных в Таджикистане и приговоренных к тюремному заключению по обвинению в контрабанде и незаконном пересечении госграницы.
Командиры экипажей Ан-72 компании "Ролкан", зарегистрированной в офшорной зоне на Виргинских островах, Владимир Садовничий и Алексей Руденко занимались доставкой продовольствия для сил НАТО в Афганистане. По истечении срока контракта они 11 марта вылетели в таджикский город Курган-Тюбе, получив предварительное разрешение авиационных властей республики на пересечение границы. Однако, когда оба самолета уже находились в воздухе, летчики получили с земли отказ. Технических возможностей для возвращения в кабульский аэропорт у них не было, и пилоты, чтобы не рисковать жизнями членов экипажей, запросили вынужденную посадку.
После приземления они были задержаны таджикскими спецслужбами, а 12 мая им предъявили обвинения в нарушении правил международных полетов, контрабанде и незаконном пересечении госграницы по сговору с группой лиц. 8 ноября суд Курган-Тюбе приговорил пилотов к 10 с половиной годам колонии строгого режима, однако в рамках президентской амнистии, действующей до 1 декабря, тюремный срок им сократили до восьми с половиной лет.
Судебный процесс получил широкую общественную огласку, вызвав негативную реакцию российского общества и руководства. В частности, Дмитрий Медведев в беседе с журналистами отметил, что "приговор вызывает сомнения". "Я надеюсь, что они сами /власти Таджикистана/ дадут правовую оценку исходя из собственной правовой системы, своих конституционных норм и норм деятельности суда, но я сказал, что, конечно, такие события не могут не отразиться на взаимоотношениях между государствами, если государства друг друга не слышат", - добавил он. "Я очень рассчитываю на то, что наши таджикские друзья нас услышат или услышали, и при принятии окончательных решений они будут руководствоваться не только абстрактными соображениями, но и будут принимать во внимание и общий уровень отношений между Россией и Таджикистаном", - заявил президент. "Пройти мимо этого случая мы не могли, потому что речь идёт о гражданине Российской Федерации, вообще эта ситуация выглядит весьма и весьма одиозной", - подчеркнул Медведев.
Спустя неделю после суда генеральный прокурор Таджикистана Шерхон Салимзода расценил приговор как "излишне суровый", выразив надежду на то, что с учетом "исключительности случая при исключительных обстоятельствах наказание может быть вынесено ниже нижнего предела". В тот же день последовал протест областного прокурора на приговор суда.