Детские школы искусств получат особый статус учреждений, предлагающих программы предпрофессионального образования, а творческим вузам будет разрешено вводить у себя ассистентуру. Соответствующие документы будут опубликованы в "РГ" 21 июня. Изве
Завтра, 21 июня, в Российской газете будут напечатаны документы, которые касаются детских школ искусств и творческих вузов. Детские школы искусств получат особый статус учреждений, предлагающих программы предпрофессионального образования, а творческим вузам разрешается вводить у себя ассистентуру - стажировку.
По этим вопросам в обществе развернулась острая дискуссия. В проекте интегрированного закона "Об образовании", над которым сейчас идет работа, творческое образование оказалось неотрегулированным. Новые поправки нацелены на то, чтобы поддержать сеть творческих учебных заведений.
Григорий Ивлиев, председатель комитета по культуре Госдумы:
- В России сегодня 5600 детских школ искусств, где занимается всего 11 процентов детей. Это ничтожно мало. За последние пять лет 200 школ закрылись, родители возят детей на занятия за десятки километров от дома! Даже в благополучной Москве школ не хватает. Я преподавал несколько лет в Максаковской восьмилетней школе, в Рязанской области. Так там учительница математики играла на мандолине, она музыку и преподавала. К сожалению, и сейчас во многих школах, в том числе и в школах искусств, ситуация такая же: какой инструмент имеется, на том и учат играть. Законодательство абсолютно не учитывало особенности художественного преподавания. Нельзя перераспределить средства ни на муниципальном, ни на областном, ни на федеральном уровне. Допустим, одна школа находится в богатом районе, а другая - в бедном. И передать свободные средства нуждающимся запрещал закон. Мы говорим о том, что надо создавать единое культурное пространство, но условий для этого пока нет. Выживает тот, у кого есть средства. Хорошую школу открыли недавно в Ханты-Мансийске, а, к примеру, в Иваново или Брянске нет денег даже на скромный вариант.
Между музыкальным кружком и музыкальной школой - принципиальная разница. В школе есть программы, планы, требования к результатам. Туда отбирают учеников. А в кружок ты можешь ходить всю жизнь, даже если тебе медведь на ухо наступил. Дети в школах искусств получают, по сути, предпрофессиональное образование, без которого невозможно поступить в училище, консерваторию или творческий вуз. Мы предложили поправки о том, что детские школы искусств должны получить статус учреждений "дополнительного предпрофессионального образования" со своими программами, системой отчетности. И были услышаны.
Что касается вузов, то ассистентура будет считаться послевузовским образованием, но писать диссертации стажеров не заставят. Они должны будут представить итоговую работу своего профиля - концерт, постановку балета. В остальном стажеров полностью приравняют к аспирантам других вузов, сохранив все социальные гарантии и стипендию. После вступления закона в силу, понадобится принимать положение об ассистентах-стажерах и разрабатывать новые федеральные государственные требования к образовательным программам для тех, кто учится в "ассистентуре-стажировке". Минкультуры уже готовит проекты некоторых документов. В одном из них говорится: если ассистент-стажер успешно прошел послевузовское обучение и сдал итоговый экзамен, то станет "Мастером исполнительского искусства, преподавателем высшей школы".
Николай Цискаридзе, народный артист России, солист балета Большого театра:
- Ни одна страна не может похвастаться таким хореографическим образованием, как у нас. И когда мы проиграли Олимпиаду в Ванкувере, то в очередной раз прикрылись балетом, показав на заключительном концерте такое количество звезд, что весь мир ахнул. Только хореографическое образование есть, но в законе не прописано. Такие учреждения, как Академия хореографии, должны иметь особый статус, а стандарты должны писать танцующие артисты, а не должностные лица и не те, кто всю жизнь стоял с копьем у воды на заднем плане сцены.
Ленар Володин, директор детской музыкальной школы имени Василия Канунникова:
- В целом московские художественные школы находятся в благополучном состоянии. Есть замечательные здания. Оплата за обучение - порядка 200 рублей в месяц. Но в России есть школы, где родители платят по две-три тысячи рублей, потому что руководители регионов, как правило, не заинтересованы в сохранении уникальной системы музыкального образования, которая сложилась в начале прошлого века.
Есть и общие проблемы. Большинство инструментов изношено на 100 процентов. Когда-то существовала промышленность, которая выпускала инструменты для детей, теперь ее нет. Стоимость хорошего инструмента - 30-35 тысяч. Вот я принес для вас игрушку... Это свистулька, или "блок-флейта". Ее ввел величайший педагог Иван Федорович Пушечников. Во всех симфонических оркестрах первые гобоисты - воспитанники Ивана Федоровича. В чем гениальность этого инструмента? На нем можно учить ребенка начиная с 4 лет. Для него ничего не нужно, только дуй и дырочки зажимай. Ребенок легко, в игре, начинает обучаться музыкальной грамоте. Он играет музыку от Баха до Шостаковича, от Кабалевского до буги-вуги. Но свистулька еще и легкие развивает. Такой инструмент должен стоить пять рублей, и родители его вместо сникерса покупать должны. Но простейшие китайские дудочки стоят 200-300 рублей, а баян "Юпитер" - 450 тысяч.
Борис Любимов, ректор Театрального училища имени Щепкина, заведующий кафедрой истории театра России РАТИ:
- ЕГЭ нас всех, безусловно, прибил. И в этом, я уверен, все ректоры вузов едины. Я сейчас не касаюсь вопроса о том, зачем вообще эта "яга" нужна и что с ней делать. Но даже если решили тестировать, это не отменяет необходимость письменного сочинения. Крупнейший ученый нашего времени академик Хохлов говорит, что ЕГЭ и в технических вузах не очень работает. Но в творческом вузе это вообще катастрофа.
И вот вреднейшая мысль выносится даже на уровень заголовков статей: "Нам не нужны творцы". О как, приехали! Это было интервью одного из руководителей министерства образования, кажется, вашей газете. За ним стоит практически тезис: нам не нужны творческие вузы. Так было бы честнее сказать. Между тем одно из самых больших завоеваний нашей страны - художественное образование. Оно корнями уходит очень далеко. Театральному училищу имени Щепкина в этом году исполняется 200 лет. А ГИТИС только что отпраздновал 130. Это давняя и долгая история. Школа-студия МХАТ открылась в труднейшем 1943 году. Я не думаю, что финансовый кризис тогда работал меньше, чем сейчас. Оказалось, творцы нужны. Я об этом часто думаю. Какой у нас был самый тяжелый период в образовании? Наверное, вторая половина 40-х - первая половина 50-х годов. Перечисляю по годам навскидку, и только в Москве. 1949-й - выпускники Олег Ефремов и Юлия Борисова, 1950-й - Михаил Ульянов и Алексей Баталов. Следующий год - Олег Борисов. Когда наши педагоги уезжают за рубеж, то они ценятся, поверьте, очень высоко. А мы почему-то решили, что нужно это поменять.
Теперь что касается ЕГЭ. Кто-то из чиновников считает, что в прошлом году все прошло неплохо. Мне кажется, что плохо прошло. Люди бегали с вытаращенными глазами, искали, где приемный пункт, где можно сдать ЕГЭ. Мы вынуждены принимать человека условно, с тем чтобы он потом где-то сдал ЕГЭ. Мы перекрываем возможности иностранцам приезжать к нам, потому что они не сдали ЕГЭ.
По этим вопросам в обществе развернулась острая дискуссия. В проекте интегрированного закона "Об образовании", над которым сейчас идет работа, творческое образование оказалось неотрегулированным. Новые поправки нацелены на то, чтобы поддержать сеть творческих учебных заведений.
Григорий Ивлиев, председатель комитета по культуре Госдумы:
- В России сегодня 5600 детских школ искусств, где занимается всего 11 процентов детей. Это ничтожно мало. За последние пять лет 200 школ закрылись, родители возят детей на занятия за десятки километров от дома! Даже в благополучной Москве школ не хватает. Я преподавал несколько лет в Максаковской восьмилетней школе, в Рязанской области. Так там учительница математики играла на мандолине, она музыку и преподавала. К сожалению, и сейчас во многих школах, в том числе и в школах искусств, ситуация такая же: какой инструмент имеется, на том и учат играть. Законодательство абсолютно не учитывало особенности художественного преподавания. Нельзя перераспределить средства ни на муниципальном, ни на областном, ни на федеральном уровне. Допустим, одна школа находится в богатом районе, а другая - в бедном. И передать свободные средства нуждающимся запрещал закон. Мы говорим о том, что надо создавать единое культурное пространство, но условий для этого пока нет. Выживает тот, у кого есть средства. Хорошую школу открыли недавно в Ханты-Мансийске, а, к примеру, в Иваново или Брянске нет денег даже на скромный вариант.
Между музыкальным кружком и музыкальной школой - принципиальная разница. В школе есть программы, планы, требования к результатам. Туда отбирают учеников. А в кружок ты можешь ходить всю жизнь, даже если тебе медведь на ухо наступил. Дети в школах искусств получают, по сути, предпрофессиональное образование, без которого невозможно поступить в училище, консерваторию или творческий вуз. Мы предложили поправки о том, что детские школы искусств должны получить статус учреждений "дополнительного предпрофессионального образования" со своими программами, системой отчетности. И были услышаны.
Что касается вузов, то ассистентура будет считаться послевузовским образованием, но писать диссертации стажеров не заставят. Они должны будут представить итоговую работу своего профиля - концерт, постановку балета. В остальном стажеров полностью приравняют к аспирантам других вузов, сохранив все социальные гарантии и стипендию. После вступления закона в силу, понадобится принимать положение об ассистентах-стажерах и разрабатывать новые федеральные государственные требования к образовательным программам для тех, кто учится в "ассистентуре-стажировке". Минкультуры уже готовит проекты некоторых документов. В одном из них говорится: если ассистент-стажер успешно прошел послевузовское обучение и сдал итоговый экзамен, то станет "Мастером исполнительского искусства, преподавателем высшей школы".
Николай Цискаридзе, народный артист России, солист балета Большого театра:
- Ни одна страна не может похвастаться таким хореографическим образованием, как у нас. И когда мы проиграли Олимпиаду в Ванкувере, то в очередной раз прикрылись балетом, показав на заключительном концерте такое количество звезд, что весь мир ахнул. Только хореографическое образование есть, но в законе не прописано. Такие учреждения, как Академия хореографии, должны иметь особый статус, а стандарты должны писать танцующие артисты, а не должностные лица и не те, кто всю жизнь стоял с копьем у воды на заднем плане сцены.
Ленар Володин, директор детской музыкальной школы имени Василия Канунникова:
- В целом московские художественные школы находятся в благополучном состоянии. Есть замечательные здания. Оплата за обучение - порядка 200 рублей в месяц. Но в России есть школы, где родители платят по две-три тысячи рублей, потому что руководители регионов, как правило, не заинтересованы в сохранении уникальной системы музыкального образования, которая сложилась в начале прошлого века.
Есть и общие проблемы. Большинство инструментов изношено на 100 процентов. Когда-то существовала промышленность, которая выпускала инструменты для детей, теперь ее нет. Стоимость хорошего инструмента - 30-35 тысяч. Вот я принес для вас игрушку... Это свистулька, или "блок-флейта". Ее ввел величайший педагог Иван Федорович Пушечников. Во всех симфонических оркестрах первые гобоисты - воспитанники Ивана Федоровича. В чем гениальность этого инструмента? На нем можно учить ребенка начиная с 4 лет. Для него ничего не нужно, только дуй и дырочки зажимай. Ребенок легко, в игре, начинает обучаться музыкальной грамоте. Он играет музыку от Баха до Шостаковича, от Кабалевского до буги-вуги. Но свистулька еще и легкие развивает. Такой инструмент должен стоить пять рублей, и родители его вместо сникерса покупать должны. Но простейшие китайские дудочки стоят 200-300 рублей, а баян "Юпитер" - 450 тысяч.
Борис Любимов, ректор Театрального училища имени Щепкина, заведующий кафедрой истории театра России РАТИ:
- ЕГЭ нас всех, безусловно, прибил. И в этом, я уверен, все ректоры вузов едины. Я сейчас не касаюсь вопроса о том, зачем вообще эта "яга" нужна и что с ней делать. Но даже если решили тестировать, это не отменяет необходимость письменного сочинения. Крупнейший ученый нашего времени академик Хохлов говорит, что ЕГЭ и в технических вузах не очень работает. Но в творческом вузе это вообще катастрофа.
И вот вреднейшая мысль выносится даже на уровень заголовков статей: "Нам не нужны творцы". О как, приехали! Это было интервью одного из руководителей министерства образования, кажется, вашей газете. За ним стоит практически тезис: нам не нужны творческие вузы. Так было бы честнее сказать. Между тем одно из самых больших завоеваний нашей страны - художественное образование. Оно корнями уходит очень далеко. Театральному училищу имени Щепкина в этом году исполняется 200 лет. А ГИТИС только что отпраздновал 130. Это давняя и долгая история. Школа-студия МХАТ открылась в труднейшем 1943 году. Я не думаю, что финансовый кризис тогда работал меньше, чем сейчас. Оказалось, творцы нужны. Я об этом часто думаю. Какой у нас был самый тяжелый период в образовании? Наверное, вторая половина 40-х - первая половина 50-х годов. Перечисляю по годам навскидку, и только в Москве. 1949-й - выпускники Олег Ефремов и Юлия Борисова, 1950-й - Михаил Ульянов и Алексей Баталов. Следующий год - Олег Борисов. Когда наши педагоги уезжают за рубеж, то они ценятся, поверьте, очень высоко. А мы почему-то решили, что нужно это поменять.
Теперь что касается ЕГЭ. Кто-то из чиновников считает, что в прошлом году все прошло неплохо. Мне кажется, что плохо прошло. Люди бегали с вытаращенными глазами, искали, где приемный пункт, где можно сдать ЕГЭ. Мы вынуждены принимать человека условно, с тем чтобы он потом где-то сдал ЕГЭ. Мы перекрываем возможности иностранцам приезжать к нам, потому что они не сдали ЕГЭ.