Страсти вокруг иранской ядерной программы нагнетаются и, возможно, "срежессированы" - Лавров
"Россия считает, что санкционный трек в отношении Ирана исчерпан, - отметил он. - По линии СБ ООН сделано все, что только можно отнести к иранской ядерной программе прямым и косвенным образом, остальное делается в одностороннем порядке американцами, европейцами, японцами, англичанами". "Причем американцы односторонние санкции применяют в экстерриториальном контексте, по сути дела, наказывая компании третьих стран, которые выполняют резолюции СБ ООН, но не вписываются в односторонние американские, гораздо более жесткие, санкции", - пояснил министр.
"Ситуация с Ираном, к сожалению, как-то идет по пути, который, видимо, кто-то начертал исключительно исходя из необходимости нагнетать конфронтационность и сценарий, очень похожий на смену режима, - заметил глава МИД РФ. - Последний доклад генерального директора МАГАТЭ не содержит ничего нового, он лишь вновь подтверждает, что по некоторым темам, которые называются предполагаемые военные исследования, Иран до сих пор не дал необходимых разъяснений. Темы этих предполагаемых исследований не новы, информация о том, что такие темы имеют место быть, у МАГАТЭ имелась в течение последних восьми лет, и каждый раз просто констатировали, что Иран не дает ответа". "Иран отвечал в том плане, что ему нужно иметь оригиналы документов, которые оправдывают подозрение, что он занимался военной ядерной программой, поскольку то, что ему сейчас предъявляют, это распечатка с компьютера, - уточнил Сергей Лавров. - Мы к этому относимся серьезно, мы добиваемся от иранцев, чтобы они вступили в диалог и ответили на эти вопросы". "И вдруг в последнем докладе генеральный директор МАГАТЭ решает квалифицировать известные в течение восьми лет факты, как доказывающие, что военная программа есть, - сказал глава МИД РФ. - И вы видите, какой шум сейчас поднялся в Израиле, в Европе и в США по этой теме на основе, которая ничего нового в себе не содержит".
"Так что то, что эта кампания может быть срежессирована, я допускаю, - сказал Лавров. - Это может быть средством для того, чтобы нагнетать страсти в общественном мнении и готовить почву для того, чтобы принять какие-то новые односторонние санкции".
Министр отметил и достаточно важный момент - определенные изменения в позиции Ирана. "Буквально неделю назад иранцы наконец заявили, что они готовы сесть и обсуждать эти вопросы, хотя до этого они вообще отказывались на эти темы говорить", - информировал он. Еще одним важным моментом глава МИД РФ назвал тот факт, что замгенерального директора МАГАТЭ ездил в Иран и ему впервые показали работы по сооружению реактора на тяжелой воде. "То есть процесс медленно, но движется, - сказал Лавров. - Нам надо быть готовыми к тому, что в один присест это все не решить. Это длительный, терпеливый процесс, который не терпит суеты и политизации".
"Какие-то наказания никуда нас не приведут, - убежден министр. - В отношении Ирана - нужно зазывать его в тот разговор, который предложила "шестерка". Грозить санкциями, а тем более ударами с воздуха, - только отдалять путь переговорного решения, а не приближать".
В тоже время глава МИД Великобритании Уильям Хейг по прибытии в Брюссель на встречу министров иностранных дел ЕС заявил, что Лондон не рассматривает сейчас возможность нанесения военных ударов по Ирану, но не может исключить применения силы в будущем. А Германия "не будет участвовать ни в каких дискуссиях о применении военной силы против Ирана", аявил по прибытии на министерскую встречу ЕС глава МИД Германии Гидо Вестервелле.
"Мы считаем любое применение военной силы контрпродуктивным и исключаем его", - сказал Вестервелле.
В то же время он подчеркнул, что "введение более жестких санкций неизбежно, если Иран будет продолжать отказываться сотрудничать с МАГАТЭ".