Поверхность загадочной планеты Хаумеа на 75 процентов покрыта водяным льдом

ЛОС-АНДЖЕЛЕС, 26 июля. /Корр. ИТАР-ТАСС Алексей Качалин/. Поверхность загадочной карликовой планеты Хаумеа, расположенной в поясе Койпера - кольце астероидов и осколков, вращающихся за орбитой Нептуна, на 75 проц покрыта водяным льдом. Это открытие позволяет предположить, что уникальная форма планеты, напоминающей веретено, обусловлена наличием внутри нее радиоактивных элементов и воздействием собственной силы гравитации. Об этом сообщил в понедельник американскому научному Интернет-изданию "Спейс. ком" /Space.com/ один из авторов открытия, астроном Бенуа Карри из Европейского центра космической астрономии в Мадриде /Испания/.

Прежде ученые объясняли форму Хаумеа высокой скоростью ее вращения вокруг своей оси. Планета делает полный поворот вокруг оси менее, чем за 4 часа и по этому показателю занимает одно из ведущих мест среди объектов нашей Солнечной системы. Последние наблюдения, проведенные в Европейской Южной обсерватории, расположенной в Чили, указывают на то, что львиная часть поверхности карликовой планеты покрыта водяным льдом. В нем молекулы воды расположены в строгом порядке в отличие от аморфного льда с беспорядочным расположением молекул воды.

Открытие заставляет пересмотреть представления о Хаумеа. Хотя на нее падает в 2 тыс раз меньше солнечного света, чем на Землю, порции ультрафиолетового излучения достаточно, чтобы разрушать любую кристаллическую структуру из воды на поверхности планеты в течение миллионов лет. "Если солнечная радиация постоянно разрушает кристаллическую структуру льда, для сохранения этой структуры нужен источник энергии", - пояснил Карри. Он и его коллеги считают, что источником энергии являются заряженные частицы калия, тория и урана. Примерно столько же энергии дополнительно генерируется за счет взаимодействия сил притяжения Хаумеа и двух ее спутников - Хииака и Намака.

По мнению ученых, открытие и гипотеза, которую предстоит доказать, позволят углубить знания о формировании и эволюции пояса Койпера.