Первая отечественная термоядерная бомба была взорвана 60 лет назад
НИЖНИЙ НОВГОРОД, 12 августа. /Корр.ИТАР-ТАСС Роза Магасумова/. Шестьдесят лет назад на полигоне под Семипалатинском был взорван "ракетный снаряд РДС-6с", являвшийся на самом деле первой отечественной термоядерной бомбой.
Сейчас один экземпляр бомбы находится в Саровском музее ядерного оружия, и среди бомб разного калибра "именинница" выглядит самой крупной и устрашающей. Ее убийственная начинка равна 400 килотоннам в тротиловом эквиваленте.
Невозможность новой мировой войны
Каждый год, ученые и специалисты, работавшие над созданием ядерного щита страны, приходят 12 августа в зал, где создавалось оружие, разрушительная сила которого могла уничтожить все живое на Земле. Академик Радий Илькаев, часто общающийся с журналистами, сказал однажды, что "после опытного взрыва советской термоядерной бомбы любому человеку в мире стало понятно, что эта колоссальная мощь не должна применяться в реальности. "Ее разрушительная сила была такова, что делала невозможной новую мировую войну. Поэтому первой реакцией на нее стала доктрина мирного сосуществования", - подчеркнул ученый.
Саров - город молодой и в нем живет и работает много молодых ученых. 60 лет назад самое мощное и страшное по своей разрушительной силе оружие тоже создавалось здесь совсем молодыми людьми. Большинству разработчиков - физикам и математикам - было по 25-27 лет. Чуть постарше был Андрей Сахаров. Именно он предложил использовать более тяжелую массу урана для сжатия между его слоями более легкого по массе лития. Идея, получившая название "слойки Сахарова", легла в основу получения термоядерной реакции.
Великое оружие создали в лесной глуши
Академик Илькаев рассказывал, что работа по проекту создания "термояда" была напряженной. Люди ночами просиживали над расчетами. Идеи наших ученых были совсем новыми и давали более быстрый выход на оружие, которое было к тому же транспортабельным. Спрятанные в глуши лесов в закрытом городе Арзамас-16, как тогда назывался Саров, ученые сумели "технологически "переиграть" американцев, которые на основе идей физиков- эмигрантов Теллера и Улама создали свою бомбу раньше, но их идея была "более "громоздкой" и бомба представляла собой скорее завод, чем снаряд.
Для испытаний первого термоядерного заряда на полигоне в Семипалатинске была создана опытная площадка, из близлежащих районов эвакуировано население. На площадке были расположены около 200 различных сооружений: дома, промышленные и гражданские строения, мосты, всевозможная техника, включая танки, самолеты, артиллерийские орудия. Были в зоне испытания и животные - лошади, овцы, собаки, птицы.
Участники испытаний, которые располагались на расстоянии от 250 м до 7 км от бомбы, увидели вначале яркую вспышку, потом облако, из которого образовалось нечто грибообразное на тонкой темной ножке. Много позже, участник испытаний доктор физико-математических наук, лауреат Государственных премий СССР и России Леонид Тимонин рассказывал что "после взрыва земля на десятки метров была устлана углем, все строения, мосты, техника были разрушены, не было ничего живого, и это было страшно".
Один из крупнейших отечественных ученых-атомщиков, Юлий Харитон так определил значение испытания: "Очень страшное это оружие. Оно было необходимо, чтобы сохранить мир на планете. Я убежден, что без ядерного сдерживания ход истории был бы иным, наверное, более агрессивным".