Историки доказали присутствие женщин в римских легионах
Хотя законы Римской империи запрещали легионерам жениться, этот запрет де факто постоянно нарушался, и женщины и дети солдат жили вместе с ними. Убедительное доказательство этому факту представила археолог Элизабет Грин (Elizabeth Greene), внимательно рассмотревшая фигуры на колонне Траяна в Риме. Ученая рассказала о своей находке во время ежегодной конференции Американского археологического института, а коротко о проблеме сообщил New Scientist.
На одном из рельефов колонны изображены участники религиозной церемонии, посвященной победе императора над даками. Обычно эту роль играли подростки, но Грин указала на то, что в процессии участвуют шесть женщин (или девушек). По мнению археолога, это жены или дочери центурионов (или других офицеров). Хотя колонну изучают с XVIII века, женщин на ней разглядели только сейчас: вероятно, причина в том, что обычно ее рассматривают историки военного дела, интересующиеся оружием и амуницией легионеров.
Жениться легионерам запретил император Август (63 год до нашей эры — 14 год), и просуществовал этот запрет почти два века. В сочинениях античных авторов жены и дети легионеров почти не упоминаются, так что большинство современных историков убеждены, что женщин в римской армии эпохи принципата не было.
Ситуация начала меняться в начале 1990-х, когда археологи Линдси Элласон-Джонс (Lindsay Allason-Jones) и Кэрол ван Дрил-Меррей (Carol van Driel-Murray) нашли среди развалин Виндоланды (крепости у вала Адриана на севере Англии) обувь маленьких размеров. Там же обнаружились военные дипломы (бронзовые таблички, выдававшиеся солдатам после 25 лет службы, которая давала право на римское гражданство) с упоминанием жен и детей легионеров. После многих лет каталогизации находок, Грин выяснила, что примерно 40 процентов от всех башмаков и сандалий, найденных в Виндоланде, являются женскими и детскими.
По мнению археолога, жены легионеров находились на нелегальном положении и поэтому были вынуждены жить вне стен крепости и работать, так как жалования среднего солдата не хватало на содержание семьи. Однако ван Дрил-Меррей полагает, что некоторые женщины могли работать на нужды армии, нанимаясь в крепость поварихами, швеями и прачками.
Более того, башмаки и броши, найденные археологом Пенелопой Эллисон (Penelope Allison) в крепости около современного баварского города Эллинген, говорят о том, что женщины жили в одних и тех же казармах, что и их мужья.