Российские ученые нанесли удар по аутоиммунным заболеваниям
Международная группа ученых при участии исследователей из МГУ сделала существенный шаг на пути к созданию принципиально новых лекарственных препаратов для лечения аутоиммунных заболеваний (болезнь Крона, псориаз, ревматоидный артрит). Свою работу исследователи опубликовали в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
В новой работе ученые смогли избирательно блокировать повышенное производство TNF — одного из белков, выделяемого клетками иммунной системы для борьбы с патогенными микроорганизмами, но в избытке наносящего ей вред — определенными типами клеток, не нарушая при этом его других многочисленных функций.
TNF (Tumor necrosis factor — фактор некроза опухоли) — это регуляторный белок, выполняющих множество разнообразных задач. Он производится и секретируется макрофагами, лимфоцитами, нейтрофилами и другими клетками иммунной системы, среди которых есть как «патрульные» в составе крови, так и резидентные клетки. TNF и родственные ему молекулы относятся к группе цитокинов.
Современная медицина стремится ингибировать (подавлять) TNF при лечении аутоиммунных заболеваний. Подобные препараты составляют половину мирового рынка лекарств для терапии ревматоидного артрита, псориаза, болезни Крона и некоторых других заболеваний. Однако при их применении возможны суровые побочные эффекты — повышение риска злокачественных новообразований и активация скрытой туберкулезной инфекции.
Сотрудники кафедры иммунологии биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и Института имени Белозерского РАН предположили, а затем и доказали, что именно биспецифические (способные цепляться за два белка одновременно) антитела могут помочь избирательно ингибировать TNFв конкретном типе клеток (в макрофагах), которые при аутоиммунных заболеваниях продуцируют, в основном, «плохой» TNF, не нарушая функцию «хорошего» TNF.
Сначала иммунологи создали несуществующих в природе мышей, у которых мышиный TNF был заменен человеческим. После обработки биспецифическими антителами секретируемый макрофагами TNF никуда не выделялся, а связывался с их поверхностью, что было показано на культуре мышиных макрофагов из таких мышей. Далее были проведены опыты на живых гуманизированных мышах, у которых вызывали септический шок, медиатором которого и является «плохой» TNF из макрофагов. Оказалось, что MYSTI защищал мышей от летальной токсичности, а контрольное антитело — нет.