Ученые объяснили происхождение редких форм рака

Международная группа ученых предположила, почему некоторые виды рака (например, опухоли сердца) являются редкими. По мнению исследователей естественный отбор привел к тому, что злокачественные опухоли чаще поражают крупные органы, нарушения в которых чаще всего не являются опасными для жизни. Свою гипотезу онкологи изложили в статье, опубликованной в журнале Cell.

Рак чаще поражает толстую кишку, молочные железы, однако редко развивается в таких органах, как сердце, тонкий кишечник и матка. Это является следствием того, что существуют различные факторы риска. Курильщики с большей вероятностью могут заработать опухоли в дыхательном тракте, а те, кто страдает от ожирения — в органах пищеварения. Однако специалисты полагают, что органы можно рассматривать в качестве отдельных, но взаимосвязанных экосистем, чья уязвимость к злокачественным новообразованиям может зависеть от того, насколько они важны для выживания в детородном возрасте.

Ученые изучили данные по частоте наиболее распространенных типов рака и выяснили, что злокачественные новообразования реже возникают в органах, состоящих из небольшого количества клеток, но жизненно необходимых. Нарушения в таких тканях серьезно снижают жизнеспособность, поэтому эволюция способствовала возникновению в них устойчивости к нарушениям в генетических механизмах и метаболизме.

В то же время большие органы или парные органы обладают резервами, которые помогают поддерживать их работу в том случае, если возникнет сбой. Поэтому здесь онкогенные (способствующие появлению рака) факторы не испытывали сильного давления со стороны естественного отбора, в результате такие типы тканей оказываются подвержены злокачественным изменениям.

Исследователи подчеркивают, что для подтверждения их гипотезы необходимы дальнейшие исследования. Кроме того, возможно и другое объяснение. Некоторые органы стали большими, чтобы компенсировать большой риск развития рака.