Россияне из экипажа МКС завершили выход в открытый космос и вернулись на станцию Россияне Антон Шкаплеров и Олег Кононенко выполнили основную задачу первого в этом году выхода в открытый космос по российской программе и вернулись на станцию.

Как сообщили корр. ИТАР-ТАСС в подмосковном Центре управления полетами, "в 00:47 мск они зашли в модуль "Пирс" и закрыли люки". Космонавты провели за бортом более шести часов /выход начался накануне с небольшой задержкой в 18:31 мск/.

Остальные члены экипажа МКС-30 - россиянин Анатолий Иванишин, астронавты НАСА Дэниел Бербанк, Дональд Петтит и астронавт Европейского космического агентства Андре Кейперс - встречают коллег на станции. В целях безопасности они разделились на три группы: первые двое перешли на российский модуль "Поиск" /МИМ-2/, чтобы в случае необходимости иметь доступ к своей "спасательной шлюпке" - кораблю "Союз ТМА-22"; Петтит, задействованный при шлюзовании, остался в функционально-грузовом блоке "Заря", а Кейперс перебрался на американский сегмент, откуда можно добраться до корабля "Союз ТМА-03М".

Сначала Шкаплеров вынес и закрепил на поручне мобильного звена грузовой стрелы блоки с различными образцами материалов для эксперимента "Выносливость". Установив блоки, Шкаплеров остался ждать напарника у мобильного звена грузовой стрелы. Кононенко, покинув станцию, перешел к такелажному узлу стрелы, которую предстояло переместить, отсоединил ее от поручня и передвинулся к посту оператора второй грузовой стрелы. Именно Кононенко выступил в качестве оператора "подъемного крана" - переместил груз с "Пирса" на "Поиск" /МИМ-2/. Эта операция проводилась с целью освободить от полезного оборудования "Пирс", который в дальнейшем будет отстыкован от МКС и затоплен в Тихом океане, напомнили в ЦУП.

Закончив "перенос грузов", Шкаплеров и Кононенко установили блоки с образцами материалов космического назначения для эксперимента "Выносливость". Контейнеры будут находиться под воздействием открытого космоса от одного до трех лет, после чего специалисты примут решение, годятся ли эти материалы для производства деталей космических кораблей.

Затем свернув рабочую стрелу в положение хранения космонавты провели эксперимент "Тест". Он предполагает взятие мазков с внешней поверхности служебного модуля, а точнее из-под теплоизоляцинного покрытия. Цель эксперимента - проверить наличие земных бактерий, устойчивых к космическим условиям.

Таким образом была выполнена лишь одна из основных задач выхода. Изначально планировалось установить пять дополнительных противометеороидных панелей на модуле "Звезда". Но из-за недостатка времени данная операция проведена не была.

Завершив работу в открытом космосе, Шкаплеров и Кононенко переместились внутрь станции и закрыли люки.