Единый учебник истории не обязательно будет единственным
Дмитрий Ливанов, министр образования России:
- Для нас очень важно, чтобы эта концепция оставляла простор для исследовательского поиска школьников и учителей, для того чтобы они вместе и сообща искал ответы на самые сложные вопросы. Мне кажется, что новый учебник не должен давать ответы на все вопросы. Он должен учить наших детей эти ответы искать самостоятельно вместе с учителями.
Александр Чубарьян, директор Института всеобщей истории РАН:
- Новые открываются перспективы, колоссальные архивные достижения, научная смена акцентов - от мировой науки, от истории только политических элит к истории повседневной жизни. И этого было мало в прежних учебниках. Создание нового учебника это вполне назревшая общественная потребность.
Самые острые дискуссии вызвали вопросы – кто и как будет писать новые пособия? Как будут трактоваться неоднозначные страницы отечественной истории? Заниматься этими вопросами будет широкий круг экспертов – при министерстве созданы рабочие группы, будут работать общественные площадки по обсуждению направлений и принципов создания учебника.
Владимир Мединский, министр культуры России:
- Важно, чтоб в историко-культурном стандарте было определено особое внимание военно-исторической тематике. И если мы говорим с вами о целях Великой Отечественной войны, не надо стесняться и надо так и написать в стандарте, что целями гитлеровской агрессии было физическое уничтожение населения советского союза.
Александр Чубарьян, директор «Института всеобщей истории РАН»:
- Например, применительно к такой противоречивой фигуре как Сталин, можно будет договориться и сказать детям, что было так, а было и по-другому, и что есть разные точки зрения на этот предмет.
Ну и еще один ответ на щепетильный вопрос – единый учебник не будет единственным. А в числе прочих, авторских, но обязательно – написанных с учетом выработанной по решающим вопросам концепции, будет рассматриваться комиссией министерства.
Михаил Шнейдер, директор гимназии № 45(г. Москва):
- Конечно, если воспринимать все буквально, то единый учебник, если он единственный и больше ничего, с одной стороны это не правильно, как мне кажется, а с другой, просто не реально.
Дмитрий Ливанов, министр образования России:
- Мы очень хотим, чтобы будущее поколение россиян росло имея не только информацию, о том, что происходило с нашей страной и ее народом в прошлом, но и понимая те закономерности по которым происходило наше историческое и культурное развитие.
До осени историко-культурные стандарты, кроме самого министерства, будут обсуждаться на педагогических совещаниях в регионах и в общественных организациях. Самыми «трудными вопросами» по мнению ученых станут: оценка Советского периода, формирование российского государства и постсоветская история последних двадцати лет. Правда, министры договорились ограничить временные рамки учебника на стыке тысячелетий. Нулевые, говорят, это еще не история, это уже современность.
Илья Луданов, Максим Зайцев, Дмитрий Виноградов
(Москва)