Единый учебник истории расскажет про приватизацию и «шоковую терапию» 90-х
Дмитрий Ливанов, министр образования и науки РФ:
- В ходе разработки и обсуждения концепции состоялся максимально открытый общественно-профессиональный предметный диалог. В общей сложности за четыре месяца общественных обсуждений в адрес авторов проекта поступило более 1000 отзывов и предложений...Все они были рассмотрены, и абсолютное большинство было учтено.
Сергей Нарышкин, председатель Государственной Думы РФ:
- Новая концепция по-иному представила различные периоды нашей истории, различные события и процессы, в том числе историю развития парламентаризма в России.
Владимир Мединский, министр культуры РФ:
- Должны быть представлены примеры проявления высокой гражданственности, служения отечеству и в целом мне кажется, что при изложении событий должен все-таки превалировать пафос созидания, создаваться позитивный настрой восприятии и изучения отечественной истории.
Авторы концепции подчеркивают: разрабатывая стандарты преподавания истории, они не ставили цели загнать авторов учебников в узкие рамки, просто хотели помочь сориентироваться.
Александр Чубарьян, директор Института всеобщей истории РАН, научный руководитель рабочей группы:
- Это навигатор, он показывает, в каком направлении идти, а уже как он будет раскрывать, это его дело. Я думаю, что в учебнике могут быть, если автор захочет, альтернативные точки зрения, то есть он может сказать, что по этому вопросу есть такая точка зрения, а есть и другая.
Больше всего споров и замечаний при работе над проектом вызвала история нового времени. В «дебрях» 20 века без навигатора немудрено и заблудиться. Авторы предостерегают: при рассказе о том или ином событии не стоит использовать только черный или белый цвет, пренебрегая обширной палитрой красок.
Махмут Гареев, генерал армии в отставке, доктор военных и исторических наук:
- Если вы пишите, что были репрессии, так вы покажите, сколько было контрреволюционных, враждебных нашей стране, было только на территории Маньчжурии 30 тысяч контрреволюционеров, сидели и без конца засылали диверсантов в нашу страну. Оправдывать нельзя репрессии, но вы покажите, какая была обстановка.
Однако, самым «трудным» местом стали даже не репрессии, а события последних лет. В новом учебнике можно будет прочесть и про Чубайса, и про Жириновского, а вот Березовский и Ходорковский упомянуты не будут.
Александр Чубарьян, директор Института всеобщей истории РАН, научный руководитель рабочей группы:
- Там больше идет фактическая история, чтобы просто сказать были такие события, такие, такие. Но есть и некоторые оценочные вещи, например, написано: «дискуссии вокруг методов «шоковой терапии» и методов приватизации. Но мы не ставили своей задачей раскрывать всю суть процессов, потому что они не имеют еще однозначной оценки в обществе.
Впрочем, не меньше споров вызывает и сама история создания концепции. В общественных и политических кругах немало противников введения единых стандартов.
Александр Чубарьян, директор Института всеобщей истории РАН, научный руководитель рабочей группы:
- В начале - это были ворчливые, раздраженные письма. Ничего у вас не выйдет и вообще эта затея непонятная, а сейчас абсолютно изменился тон, идут конструктивные предложения. Я думаю, это показатель того, что общество приняло саму идею.
Теперь разработанную концепцию направят президенту. И уже в ближайшее время будут проведены конкурсы на подготовку целой линейки новых учебников.
Татьяна Ларионова, Максим Зайцев, Дмитрий Виноградов
Москва