Корреспондент "РГ" вернулась из разведочной экспедиции ралли "Шелковый путь"

 Корреспондент "РГ" вернулась из разведочной экспедиции ралли "Шелковый путь"

Смотреть фотогалерею пресс-службы ралли "Шелковый путь"

Для остроты впечатлений меня пригласили на самый сложный этап гонки серии "Дакар", проложенный в бескрайней степи, удачно сдобренной для участников ралли песчаными плато в Астрахани. Здесь пройдет экватор "Шелкового пути", пересечь который удастся далеко не всем.


Напомним, старт третьего выпуска ралли-рейда серии "Дакар" будет дан 9 июля на Красной площади в Москве. К финишу в Красной Поляне спортсмены придут 16 июля. За это время гонщики оставят позади Липецк, Волгоград, Астрахань, Ставрополь, Майкоп и Сочи, а это свыше четырех тысяч километров, из которых на спецучастки приходится более двух с половиной тысяч.


Авторская полевая кухня


Чтобы влиться в группу реконессанса (так на "Дакаре" и "Шелковом пути" называется разведочная экспедиция), нашей бригаде - мне, медиа-директору ралли Эрику Хайруллину, фотографу Роману Федорову, а также профильному журналисту, съевшему собаку на ралли-рейдах, Михаилу Ласточкину - и было велено прибыть в степь на точку с заданными координатами. Пока наматывали километры, двигаясь по курсу к назначенному месту, завели разговор, как раньше жили без навигационных приборов. "Электронная девушка", так ласково мы окрестили GPS-навигатор, привела нас туда, куда нужно. Здесь уже разворачивалась походная кухня.


Первым делом комиссар безопасности на маршруте, а по совместительству водитель повара, Владимир Огурцов выдал мне по доброте душевной два тюбика: на день - крем от солнца, на вечер - от комаров. А позже - походную раскладушку и три спальника, чтобы ночью не замерзнуть. Владимир дал целую инструкцию, как вести себя в степи и песках: "Внимательно смотри, куда наступаешь, здесь полно змей и скорпионов". И правда, куда ни глянь, кругом маленькие норки.


Не успели познакомиться, как почти вся мужская компания разбежалась осматривать окрестности, а повар Ренат Исламов отправил меня разделывать на "кухонной" машине листья салата и давить маслины. Сам он в это время размораживал на еще неостывшем двигателе куски мяса. Приготовить ужин почти на тридцать человек нужно было до темноты, а она здесь наступает намного раньше, чем в средней полосе. Целый день членам экспедиции приходится довольствоваться лишь бутилированной водой сухпайками. На вопрос, что будем готовить, Ренат ответил, мол, сейчас сымпровизируем. Правда, основные блюда - крем-суп из шампиньонов и отварной картофель с мясом в сладком соусе - он задумал еще в Астрахани, где закупал продукты. А вот рецепт салата и вправду сочинял на ходу. Пока я ему помогала, рассказал, что мечтает отрыть свой ресторан авторской кухни. Здесь же на реконессансе он сделал выбор в пользу средиземноморских блюд.


Когда готовка была в самом разгаре, на связь по рации вышел исполнительный директор ралли Сергей Гиря. Он попросил нас выехать им навстречу для фотосессии. Смеркалось, но фары машин экспедиции - трех внедорожников и КАМАЗа - прекрасно было видно издали. На бис группа реконессанса выписывала по барханам круги, поднимая тучи песка. Роман Федоров высказал общую мысль, что внедорожники могли бы и застрять для эффектного кадра. Но откапываться спустя некоторое время пришлось нам самим…


Правда, к ужину мы поспели вовремя. Как в сказке про скатерть-самобранку, в чистом поле вырос стол с яствами, и, несмотря на то, что все за день сильно устали, спать не расходились. Говорили о том, как пишется "дорожная книга" - "легенда", или роуд-бук, как экспедиция готовит очередной этап, а потом лично проходит каждый километр пути. Знакомство затянулось далеко за полночь. Наутро Сергей Гиря обещал мне преподнести сюрприз…


К пику Большого брата


Роль будильника в этом походе взял на себя мастер своего дела, десятикратный чемпион еще Советского Союза по автоспорту - пилот КАМАЗа Фарит Бадретдинов. В пять утра он завел двигатель грузовика, и сон как рукой сняло. На то, чтобы привести себя в порядок, собрать палатку, уложить вещи и позавтракать, отводился час. В этом время Ренат жарил яичницу, делал тосты и собирал сухпайки в дорогу.


День обещал захватывающие приключения, но, насколько он мог затянуться, никто не знал. Этап сложный, почти сто километров задуманного маршрута пришлось переписывать на ходу из-за того, что первоначальный маршрут показался нашим французским коллегам чрезвычайно сложным в плане навигации. Недобор нужно было срочно компенсировать. Экспедиция отправилась на поиск хороших "песочниц".


Сергей Гиря сдержал свое обещание устроить сюрприз… и подсадил меня к экипажу боевого КАМАЗа - Фариту Бадретдинову и Алексею Якубову, которые отвечают за логистику на маршруте. Механик Дмитрий Ключко с радостью уступил свое место и перебрался в более комфортный внедорожник.


Во главе каравана реконессанса выдвинулся экипаж Сергея Гири, за плечами которого десятки ралли-рейдов и известного российского штурмана Владимира Королева и переводчика Артема Галагудина. Они координировали остальные экипажи, а Артем держал в курсе французских коллег.


Следом шли Сергей Таланцев - один из российских первопроходцев "Дакара" и директор по безопасности ралли Виктор Соколов, которые, собственно, еще в ноябре проложили черновой маршрут "Шелкового пути - 2011" и нанесли его на карту. Вместе с ними на разведку отправились представители властей Астраханской области и Калмыкии.


Кстати, когда Сергея Таланцева привлекли к работе в группе реконессанса, он признался, что "всю жизнь видел ралли только из кабины своей боевой машины и до сих пор не представлял, какой это глобальный труд подготовить трассу".


Авторы роуд-бука чемпионы "Дакара" Жан-Пьер Фонтене, Жиль Пекар и Давид Серье держали дистанцию, им все время приходилось останавливаться, чтобы вносить правки в "легенду". Замыкал караван КАМАЗ. "Мало ли кого придется вытаскивать!" - пошутил Фарит Бадретдинов. Медиа-внедорожник то опережал экспедицию, то отставал. Ради эффектных снимков приходилось забираться на пики дюн или спускаться вниз почти вертикально.


В этот день солнце пощадило группу, так что жара почти не ощущалась. Да и песок еще не просох от дождей, ливших здесь без остановки почти месяц. Поэтому пока по нему можно было ходить почти как по земле.


- Во время гонки в июле в этих местах ожидается около сорока градусов жары и сильный ветер, - констатировал Сергей Гиря. - Песок подсохнет и станет почти непроходимым. Так что участники здесь еще намучаются…


Песочные плато связаны между собой многочисленными тропами. Время от времени они разветвляются, поэтому важно было выбрать верный курс. Как только на пути вставала дорожная развязка, по рации передавали, куда поворачивать. Правда, несколько раз приходилось возвращаться.


- В России столько переплетений, что легко заблудиться, приходится расставлять больше контрольных точек, чем на "Дакаре", - поделился Жан-Пьер Фонтене во время остановки, когда решали, какую длину спецучастка выбрать. Исполнительный директор настаивал на 400 километрах. В итоге так и вышло.


К обеду планировали добраться до песочницы "Большой брат". Михаил Ласточкин пояснил, что так плато окрестили российские гонщики, которые из года в год проверяют себя здесь на прочность. Большого брата действительно стоило увидеть. Такая гора песка посреди астраханской степи кажется нелепостью. Даже Жан-Пьер Фонтене признался: "Я думал, это мираж!" А когда пик дюны, петляя среди дюн в поисках более пологих подъемов, все же взял внедорожник медиа-директора, опытные гонщики стали величать его своим коллегой.


Но взять Большого брата еще полбеды, гораздо страшнее было съехать почти под прямым углом вниз с его крутого склона…


Политинформация на кошаре


С разрывом в десятки километров попадаются пастбища, где в одиночестве живут обитатели кошары. Никакого отношения к кошкам это слово не имеет: если верить словарям, кошара - это укрытие для овец. На деле это "комплекс" из полуразвалившегося дома, где живут пастухи, и загонов для скотины. Подойти близко к кошаре все равно что заглянуть в пасть тигру. Свои владения охраняют хорошо обученные здоровенные среднеазиатские овчарки - алабаи. Они без разбору бросаются на каждого незнакомца.


Стращать алабаями нашу медиа-группу участники реконессанса начали прямо с первого дня. Поэтому, проезжая очередную кошару, мы тотчас же задраивали все окна и люки. Алабаев видели только издалека, познакомиться с ними поближе и сфотографировать на память даже желания не возникло.


Кстати, в телефоне Сергея Таланцева хранится снимок, где видно, как пес прокусил пластиковый бампер его боевой машины. Ему и Виктору Соколову по долгу службы приходится общаться с обитателями кошары: их дело просветить местных жителей о том, что здесь пройдет гонка, на время ралли нужно загнать скотину в безопасное место и поберечься машин.


Джип Таланцева и Соколова выбивался из каравана всякий раз, когда в степи встречался пастух или попадалась машина. Чтобы у обитателей степей информация крепко засела в голове, Сергей и Виктор раздавали специальные буклеты, в которых содержится вся информация о предстоящем "Шелковом пути". Свою миссию экипаж называет политинформацией.


Это лишь маленькая толика работы, что проводит директор по безопасности. Для начала маршрут гонки, проложенной в той или иной области, согласовывается с местными властями. В дальнейшем они еще раз объедут все селения, которые находятся вблизи спецучастка. А непосредственно перед началом ралли с вертолета раскидают листовки с последним предупреждением об опасности.


Так незаметно подкрался вечер. Но работа еще не закончена. Тот этап, что гонщик пролетит за четыре часа, группа разведки готовит в среднем три дня. Экспедиция реконессанса старается не выбиваться из графика. Так что кто-то до последнего находится в поле, остальные садятся за компьютер на бивуаке или в гостинице.


С наступлением темноты на сцену выходят механики. Во время гонки они за одну ночь творят чудеса - буквально перебирают всю машину. Не меньше работы у них и на реконессансе. Механик Ильгиз Набиев просветил, что здесь, в степи, очень быстро забивается травой и мошкарой решетка радиатора. От этого начинает греться двигатель. Чтобы, не дай Бог, набившаяся под днище машины высохшая трава не загорелась от горячего глушителя, машину надо чистить.


Ну, а прежде всего после тяжелого дня - хороший ужин… На прощанье нашей медиа-команде устроили настоящий пир. Оказалось, что Фарит Бадретдинов не только виртуозно справляется с КАМАЗом, но и прекрасно орудует на кухне. Его шурпа из баранины просто таяла во рту.


Каким бы вкусным ни был ужин, засиживаться не получается. Наутро опять рано вставать - завтра группе реконессанса нужно выдвигаться в сторону Ставрополя…

Добавить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent