Греческий кинорежиссер Тео Ангелопулос скончался в больнице после ДТП на съемках
Трагедия произошла в тот момент, когда кинорежиссер вышел на перекресток автодороги в пирейском пригороде Керацини, где велась работа над фильмом "Другое море" - последней частью кинотрилогии 76-летнего мастера. Водитель мотоцикла, которым оказался полицейский в штатском, тоже пострадал, упав с транспортного средства, когда пытался увернуться от столкновения. Ангелопулос был доставлен в критическом состоянии в реанимационное отделение афинской больницы.
Скорая помощь прибыла к месту происшествия спустя лишь 45 минут после вызова: членам съемочной группы пришлось лично звонить министру здравоохранения Андреасу Ловердосу, чтобы тот дал указание срочно направить медицинский автомобиль для доставки пострадавшего в больницу. По словам свидетелей, Ангелопулос перенес серьезный шок от удара, тем не менее, не потерял чувств и смог обменяться несколькими фразами с членами бригады скорой помощи. Однако в больнице кинорежиссер скончался, несмотря на все старания врачей. По их словам, у него было кровоизлияние в мозг, серьезные травмы черепа и тела.
Ангелопулос, считавшийся одним из лучших режиссеров мирового кино, удостоился за свои фильмы главных призов Каннского, Венецианского и Салоникского международных кинофестивалей, а также десятков наград других киносмотров. Но его карьера началась не в кинематографе. В Греции Ангелопулос изучал право, затем, пройдя военную службу, он поехал в Париж и поступил в Сорбонну, но вскоре покинул ее ради Института высшего кинематографического образования. Затем вернулся в Грецию, работал журналистом и кинокритиком. Свой первый короткометражный фильм создал в 1968 году, а в 1970-е годы поставил серию из нескольких фильмов, посвященных истории Греции в XX веке: "Дни 1936 года" /1972/, "Комедианты" /1975/ и "Охотники" /1977/. Всего на счету мастера было 17 картин, съемки 18-й начались всего несколько недель назад.
Последней его оконченной работой был фильм "Пыль времени" /2008/, совместно произведенный Грецией, Германией, Италией и Россией /Studio 217ARS/. Аванпремьера этой ленты прошла в 2008 году на международном кинофестивале в Салониках, а в 2009 году она демонстрировалась на XXXI Московском международном кинофестивале в программе "Гала-премьеры". В картине рассказывается о современной истории Греции через показ судьбы мужчины и женщины, которые впервые встретились в 1919 году во время бегства греков из Одессы, затем потеряли друг друга. Сюжет "Пыли времени" сначала разворачивается в бывшем Советском Союзе, затем на австро-венгерской границе, в Италии, Канаде, США и ФРГ в 1953-1974 годах - от эпохи после смерти Сталина до отставки Никсона в США и падения хунты "черных полковников" в Греции. Герои Ангелопулоса, известного своим особым стилем, для которого характерно замедленное повествование и долгие кадры, двигаются как во сне и "пыль времени" путает им воспоминания. Одну из главных ролей в фильме сыграл известный актер, продюсер, сценарист Уиллем Дэфо, запомнившийся по множеству ролей в мировом кинематографе, но прославившийся прежде всего в роли главного злодея в фильме "Человек-паук".
Ангелопулос, создавая картину "Пыль времени", задумался, а что ХХ век принес человечеству? "Были войны, но были и надежды, были разочарования, но была и вера в будущее, - рассказывал он. - Символом надежды, по крайней мере на Западе, был социализм, но пришел новый век и снова начались войны. И все иллюзии исчезли. Об этом и рассказывает мой фильм - о великом разочаровании". "Однако все равно остается надежда на завтра. Может быть, завтра будет лучше? Возможно. Моя картина - это песня о будущем".
Фильмы Ангелопулоса шесть раз отбирались в основную программу Каннского кинофестиваля и на четырех из них были удостоены наград, в том числе главного приза фестиваля - "Золотой пальмовой ветви" /в 1998 году за фильм "Вечность и один день"/. Ангелопулос также выигрывал приз "Золотой лев" фестиваля в Венеции и пять раз был удостоен главного приза за лучший греческий фильм международного кинофестиваля в Салониках. В 2000 году Ангелопулос возглавлял жюри XXII Московского международного кинофестиваля.