Микрофинансовые организации: надзор, отличный от банковского
Рынок микрофинансирования в России развивается быстрыми темпами. У него есть свои особенности и большой потенциал. Однако, как и у любого другого финансового рынка есть и риски, требующие внимания регулятора и саморегулируемых организаций. Любой рынок предполагает на определенных этапах появление сложных вопросов, решение которых приводит к качественным изменениям. Большие изменения сейчас происходят на рынке микрофинансовых институтов (МФИ).
С 1 сентября Банку России перешли полномочия ФСФР России, в том числе в части регулирования рынка микрофинансирования. До этого единственным поднадзорным лицом для Банка России были кредитные организации. Сложилась определенная система регулирования и надзора, понятная система взаимоотношений.
Сейчас Банк России, получив большое число субъектов микрофинансового рынка, выстраивает взаимоотношения и разрабатывает нормы надзора и регулирования МФИ. Несмотря на колоссальную разницу в размерах и объемах банковского и микрофинансового рынков, для успешного развития экономики важны все сегменты. Именно микрофинансовые институты закрывают те пустоты, до которых по различным причинам не дотягиваются возможности кредитных организаций. Это отдаленные регионы, малые города и деревни, это стартапы, инновационные финансовые технологии. Микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы выполняют очень важную миссию: они обеспечивают доступность финансовых услуг, дополняя (а не конкурируя) банковскую систему и обеспечивая сокращение объемов серого кредитного рынка.
Практика показывает, что регулирование в банковской сфере обычно происходит с вовлечением в этот процесс представителей профессионального сообщества. Ожидаем, что одним из механизмов повышения эффективности осуществления контрольно-надзорных функций на рынке микрофинансирования станет взаимодействие с профессиональными саморегулиремыми организациями (СРО). Что касается кредитных потребительских кооперативов (КПК), где членство в СРО обязательно, рыночную ситуацию в значительной мере улучшают 10 работающих СРО. На рынке МФО членство в СРО пока добровольно, но даже в этих рамках достигнут заметный положительный эффект от разработки и применения стандартов деятельности компаний-членов саморегулируемых организаций. Кроме того СРО оказывают содействие в законотворческой деятельности, дают обратную связь при разработке норм надзора и регулирования.
В результате взаимодействия регулятора с участниками рынка разработаны планы развития рынка МФО и КПК по трем направлениям: 1) регулирование и надзор за участниками рынка, определение разумного баланса обеспечения надзора и эффективного развития рынка; 2) создание необходимой инфраструктуры и инструментария, для обеспечения жизнеспособности их бизнес-структур, создание новых возможностей и стимулов для развития добросовестных участников; 3) защита прав потребителей.
Регулирование и надзор над микрофинансовыми организациями, безусловно, нужно совершенствовать. Но здесь не может быть простой кальки с банковского надзора. Ситуацию на рынке микрофинансирования следует рассматривать в комплексе. Закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» был принят три года назад, за это время накопилась определенная практика правоприменения, начала формироваться надзорная практика, стали выявляться проблемные зоны. Уже возникла необходимость совершенствования законодательства, чтобы способствовать развитию рынка и окончательно подавить «серый» сегмент. В настоящее время готовятся изменения в законодательство о микрофинансировании, готовится к принятию ФЗ «О потребительском кредитовании». Очевидно, когда идет речь о высоких процентах, взимаемых МФО и КПК, нужно говорить не с точки зрения чистого процента, а с точки зрения получаемой маржи. На банковском и микрофинансовом рынках, независимо от разницы процентов, маржа примерно сопоставимая. Повышенный процент возникает в связи с тем, что, во-первых, источники привлечения финансирования явно дороже у МФО и КПК, и, во-вторых, значительно выше риски, которые они на себя принимают.
Мировой опыт также свидетельствует о риск-ориентированном подходе в организации надзора. В 2010 году Базельский комитет по банковскому надзору выпустил специальные рекомендации, посвященные надзору за микрофинансовым рынком. На мой взгляд, на микрофинансовом рынке значительно ниже уровень риска, связанного с защитой интересов вкладчиков. Есть установленное законом ограничение для МФО на привлекаемые от физлиц суммы - не менее 1,5 млн. руб., соответственно только квалифицированный инвестор получает доступ к этому продукту, таким образом ограничивая депозитные риски микрофинансового сектора. Поэтому основными рисками в МФО являются риски, связанные с защитой прав потребителей и низкой прозрачностью. Именно их нужно «лечить» эффективными методами, выстраивая при этом здоровое партнерство с банковской системой.
На сегодня, по результатам начавшегося диалога с Центральным Банком, есть достаточная уверенность, что регулирование микрофинансового рынка будет построено на основе разумного анализа ситуации, выявления специфических рисков и применения соразмерных мер именно по отношению к ним, с целью устранения негативных практик на рынке и поддержки лучших бизнес - моделей. Тогда микрофинансовый рынок сможет избавиться от накопившегося в нем балласта и «плохих кейсов», обеспечив наилучшую реализацию своих экономической и социальной функций.
Михаил Мамута - президент Российского микрофинансового центра, вице-президент «ОПОРЫ России», председатель Совета СРО НП «Объединение МиР»