Большой театр закрывает свой "исторический" сезон в Москве
МОСКВА, 27 июля. /Корр. ИТАР-ТАСС Ольга Свистунова/. Красивейшей оперой Рихарда Штрауса "Кавалер розы" закрывает сегодня свой 237-й сезон Большой театр России. Заключительный спектакль дадут на исторической сцене ГАБТа. Впрочем, и сам завершающийся сезон уже давно окрестили "историческим".
Объективно такое название он заслужил хотя бы потому, что это был первый полноценный сезон после глобальной реконструкции, когда Большой театр работал на двух своих сценах - Новой и Основной. Работали действительно, как трудоголики. За сезон выпустили как минимум 10 премьер. Список самых громких из них 7 октября открыла "Травиата". Знаменитую оперу Верди поставила очень известный в Америке и Европе режиссер Франческа Замбелла. В ноябре состоялось возобновление одного из лучших балетов Юрия Григоровича - "Ивана Грозного" на музыку Сергея Прокофьева.
Важным проектом стал "Мойдодыр" - балет для детей, впервые за многие годы написанный по заказу Большого театра композитором Ефремом Подгайцем. Его премьеру показали под Новый год. А в январе Большой представил оперу для юных зрителей - "Дитя и волшебство" Мориса Равеля.
Затем была опера Беллини "Сомнамбула", поставленная в Москве знатоком искусства бельканто, итальянцем Пьером-Луиджи Пицци. За ней последовал, без преувеличения, исторический фестиваль в честь 100-летия "Весны священной" Игоря Стравинского, представивший в Большом театре лучшие версии этого балета, в разные годы созданные Нижинским, Бежаром, Пиной Бауш. Самой свежей версией была постановка российского балетмейстера Татьяны Багановой, осуществленная ею специально для ГАБТа. Тогда же впервые в истории Большого театра в его репертуаре появился балет выдающегося шведского хореографа Матса Эка под названием "Квартира".
В начале июня с грандиозным успехом прошла премьера "Князя Игоря" в постановке 95-летнего Юрия Любимова. И, наконец, под занавес сезона настоящий фурор произвел на исторической сцене ГАБТа балет "Онегин" - всемирно признанный шедевр Джона Крэнко, созданный по мотивам пушкинского романа на музыку Чайковского.
К перечисленному стоит добавить блистательные гастроли балета Большого театра в Австралии, где 12 спектаклей прошли на сплошных аншлагах. А также единоличный выезд оперного "Евгения Онегина" в постановке Дмитрия Чернякова в Тель-Авив. Это был первый в истории Большого театра визит в Израиль, который лично приветствовал президент страны Шимон Перес.
К сожалению, эти бесспорные достижения померкли на фоне череды скандалов, которые обрушились на Большой театр именно в 2013 году. В январе произошло нападение на худрука балета Сергея Филина, которому в лицо плеснули кислотой. В марте начались судебные разбирательства по поводу этого преступления. В числе подозреваемых оказался солист балета Павел Дмитриченко. В июне в связи с непродлением срочных договоров Большой театр покинул его главный "критик" - бывший премьер и педагог Николай Цискаридзе. Масла в огонь уже в июле добавила прима-балерина Светлана Захарова, отказавшаяся танцевать в премьерном блоке "Онегина". В итоге - 9 июля от занимаемой должности был освобожден генеральный директор ГАБТа Анатолий Иксанов, возглавлявший главный театр страны на протяжении 13 лет. На его пост приказом министра культуры был назначен Владимир Урин, прежде руководивший Московским музыкальным театром имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Как заверяет новый гендиректор ГАБТа, пока он не намерен совершать революционных действий. Жизнь театра, по словам Урина, до конца года будет идти по ранее сформированным планам. А значит, уже в воскресенье, 28 июля, балетная труппа отправится на гастроли в Лондон, где в течение трех недель будет танцевать на сцене Королевского театра "Ковент-Гарден". Впрочем, Светлана Захарова и ее партнер - ведущий солист Александр Волчков - отбывают в британскую столицу уже сегодня. Им предстоит исполнить главные партии в "Лебедином озере", которым 29 июля в городе на берегах Темзы откроются выступления Большого балета - так во всем мире именуют балетную труппу Большого театра.