В честь 200-летия Вагнера Большой театр вернул на свою сцену "Летучего голландца"
МОСКВА, 16 октября. /Корр.ИТАР-ТАСС Ольга Свистунова/. В честь 200-летия со дня рождения великого немецкого композитора Рихарда Вагнера, чей двухвековой юбилей отмечает весь просвещенный мир, Большой театр России вернул на свою сцену одну из лучших постановок последнего десятилетия - оперу "Летучий голландец". Сегодня состоится премьера возрожденного спектакля, в успехе которого можно не сомневаться. Его генеральная репетиция в минувший вторник завершилась долго не смолкавшими аплодисментами до отказа заполненного зрительного зала Новой сцены.
Впрочем, так же тепло принимала здесь публика Большого эту оперу еще девять лет назад - 20 июня 2004 года. Москвичи тогда буквально искупали в овациях первую совместную постановку ГАБТа с ведущим театром Германии - Баварской государственной оперой. Постановку осуществил известный немецкий режиссер Петер Конвичный, прославившийся авангардным прочтением шедевров мировой музыкальной классики. "Летучего голландца" он также сделал нестандартно, поместив в одном из актов героев старинной народной легенды в современный фитнес-клуб. Основу спектакля составила первоначальная, наиболее целостная редакция оперы, созданной Вагнером в 1841-42 годах. Согласно замыслу композитора, она шла на немецком языке без антракта. Дирижером-постановщиком выступил тогдашний музыкальный руководитель Большого театра маэстро Александр Ведерников. Главные партии блистательно исполнили звезды мировой оперы Роберт Хэйл /США/ и Анна-Катарина Бенке / Австрия/.
Два года "Летучий голландец" собирал аншлаги в Большом, а потом, согласно контракту, перебрался на подмостки Баварской оперы. И вот теперь замечательный спектакль вновь вернулся в Москву.
"Постановка осталась прежней, а исполнители во многом поменялись", - сообщил ИТАР-ТАСС нынешний главный дирижер - музыкальный руководитель ГАБТа Василий Синайский. Сегодня он сам встанет за пульт оркестра. Постановку Петера Конвичного возобновила в Большом молодой немецкий режиссер Нина Гюльсдорф. В главных ролях занят международный состав. Так, в партии Голландца поочередно выступят канадский бас Натан Берг и немецкий певец Виланд Заттер, в партии Сенты - американка Марди Байерс и солистка Большого театра Елена Зеленская. Приглашенный артист ГАБТа Александр Телига и солист Большого Николай Казанский исполнят партию Даланда. В партии Эрика предстанут один из ведущих теноров Большого театра Роман Муравицкий и Виктор Антипенко - молодой певец, в прошлом сезоне дебютировавший на сцене ГАБТа.
Начиная с сегодняшнего дня, "Летучего голландца" дадут восемь раз подряд. Первая серия показов возобновленного спектакля продлится до 24 октября.
Из истории создания оперы известно, что интерес к легенде о моряке-скитальце возник у Вагнера в 1838 году после прочтения новеллы Гейне.
"Этот сюжет привел меня в восторг и неизгладимо запечатлелся в душе, но во мне не было еще необходимых для его воспроизведения сил", - писал в то время композитор.
Однако уже в следующем году, во время морского путешествия Вагнера из Риги в Лондон, замысел обретает первые музыкальные очертания. Вплотную за своего "Голландца" Вагнер принимается летом 1841 года. Опера написана в рекордные сроки: всего за семь недель. Премьера "Летучего голландца" состоялась 2 января 1843 года в Дрездене. С тех пор минуло 170 лет. Символично, что с этой юбилейной датой как раз совпадает нынешнее возобновление знаменитой оперы в Большом театре.