Опера Глинки "Руслан и Людмила" открывает парад премьер на исторической сцене Большого театра
Премьера - "событие очень значимое, от него во многом зависит дальнейшая творческая жизнь в обновленных стенах", считает режиссер. Он говорит, что и "Руслана и Людмилу выбрал потому, что у этой оперы Глинки оптимистичный финал".
Но Черняков не был бы Черняковым, если бы в хрестоматийное произведение не заложил дополнительную интригу. Не зря же спектакль готовился в тайне от широкой общественности. Присутствие публики было запрещено даже на генеральной репетиции, состоявшейся в минувший понедельник.
Понятно, что повышенная "секретность" всегда разжигает интерес, что наглядно продемонстрировал пресс-брифинг, предшествовавший прогону "Руслана и Людмилы". Прежде всего журналисты хотели подтвердить или опровергнуть слухи, уже вовсю окутавшие еще не показанную постановку, которая, как ожидается, будет весьма смелой и далекой от сказочных стереотипов.
"Говорят, в вашем спектакле есть тайский массаж и другие эротичные сцены, так что водить детей на эту оперу не стоит?" - таким был первый вопрос, заданный Чернякову. Тот же спокойно ответил, что "спектакль действительно будет современным по теме". "Я всегда на это ориентируюсь, но никогда не рассчитываю на скандал", - заявил Черняков, напомнив о своей нашумевшей постановке "Евгения Онегина", которая, по словам режиссера, "тоже не делалась как скандал". "Это не мой стиль, не моя чашка чая", - заверил он.
"Что же касается "Руслана и Людмилы", то мы ставили эту оперу не как волшебную сказку, а как историю любви реальных людей, - пояснил Черняков. - Думаю, что в этом многоуровневом произведении Глинки на пушкинский сюжет каждый зритель найдет для себя что-то свое. А вот стоит ли идти с детьми, это решать родителям. Но я бы не советовал. И отнюдь не из пуританских или ханжеских соображений. Просто дети не все поймут, хотя и много знают о любви".
Кстати, вспоминая о собственном детстве, Черняков заметил, что первым спектаклем, который он увидел, был "Евгений Онегин" в Большом театре. "Было это 28 лет назад", - с улыбкой добавил Черняков. Вернувшись же к "Руслану и Людмиле", он признался, что на сегодняшний день это самый масштабный проект, который он сделал в своей жизни, - и по продолжительности спектакля, и по объему декораций /прим.ИТАР-ТАСС: Черняков является также сценографом постановки/, и по количеству исполнителей.
Как это сейчас принято в международной практике, исполнительский состав в "Руслане и Людмиле" - интернациональный. В спектакле заняты певцы из США, Болгарии, Литвы. Целый ряд артистов приглашен из других российских театров. К примеру, в партии Руслана выступит солист Мариинки Михаил Петренко. А Людмилу споет Альбина Шагимуратова - молодая певица, уже уверенно заявившая о себе на мировой сцене. Большой театр, конечно, также будет представлен яркими именами. Достаточно сказать, что партию Наины "в очередь" будут исполнять две "прекрасные Елены" - Елена Заремба и Елена Образцова.
За музыкальную часть "Руслана и Людмилы" отвечает всемирно известный дирижер Владимир Юровский. Это его дебют в Большом. Как рассказал на пресс-брифинге маэстро, речь не идет об аутентичной постановке, поэтому в оркестре нет исторических инструментов. "Мы имеем дело с современным прочтением, но все сделано строго по партитуре", - особо подчеркнул Юровский.
Стоит напомнить, что первая премьера "Руслана и Людмилы" состоялась в Большом театре 9 декабря 1846 года. С тех пор она ставилась здесь не менее десяти раз, не считая возобновлений. В целом же за минувшие 165 лет эта опера Глинки прошла в Большом семьсот девяносто восемь раз, в разные годы в ней блистали Шаляпин, Собинов, Нежданова, Барсова, Рейзен, Пирогов, Лемешев, Руденко, Нестеренко, Синявская и многие другие.
Нынешняя постановка призвана явить новых звезд и новый взгляд на нестареющую классику. Как воспримут современные зрители "Руслана и Людмилу", станет ясно уже сегодня вечером.
А на подходе - следующая премьера, уже балетная. "Спящая красавица" в постановке Юрия Григоровича предстанет перед публикой 18 ноября.