В Третьяковской галерее отмечают юбилей Нестерова
Лидия Иовлева, заместитель директора по научной работе ГТГ:
- Он сам приходит к какому-то новому содержанию, новому образу реального мира. Отсюда появляется вот эта первая его картина, которая открывает нового Нестерова. Стремящегося определить связи прошлого и настоящего – «Пустынник», приобретена Третьяковым. Затем «Видение отроку Варфоломею». Это опять – обращение к образу одного из самых светлых святых в русской истории, это Сергий Радонежский.
После грандиозного успеха и признания на родине, Нестеров впервые выезжает в Европу, искусство и культура которой оказывают на него сильнейшее влияние. По возвращении начинается многолетний период работы по росписи храмов – в Киеве, Грузии и московской Марфо-Мариинской обители. В первопрестольной он сближается с виднейшими представителями интеллигенции. Это немедленно отражается в его творчестве. Нестеров пишет портрет Толстого, «Мыслитель» - Ивана Ильина, знаменитых собеседников - Сергея Булгакова и Павла Флоренского.
Лидия Иовлева, заместитель директора по научной работе ГТГ:
- Они были его единомышленники. Он не был сам философ, у нет таких трудов. Но философия его живо интересовала. И эти личности его интересовали. И они знали Нестерова, интересовались им. Всячески поддерживали его поиски Святой Руси.
Свою Русь Нестеров нашел во встрече прошлого с настоящим. На его поздних, уже послереволюционных работах Гоголь и Достоевский у креста Спасителя вместе с пустынниками времен Андрея Рублева. И вся история России в лицах на эпическом полотне, которое он так и назвал «Святая Русь»:
Лидия Иовлева, заместитель директора по научной работе ГТГ:
- В этой толпе патриархи и цари, которых давно нет, они не конкретны. Тут и Достоевский и Толстой, тут и Владимир Соловьев, и раненые и сестры милосердия, и кликуши и юродивый, главное – мальчик, как у Достоевского помните, слеза ребенка, все прощает. Тут тоже мальчик, который воплощает душевную чистоту, он ведет толпу.
Тот же мальчик-пастух, который встретил под дубом святого. Круг замкнулся. В старости Нестеров любил повторять: «Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Выставка к юбилею живописца в Третьяковской галерее продлится до 18 августа.
Илья Луданов, Иван Чистяков
(Москва)