К делу Бута приобщены косвенные улики, закрепляющие за ним репутацию международного торговца оружием - защита
Адвокат Альберт Даян приложил немало стараний, чтобы убедить суд отклонить ходатайство прокуратуры, пытающейся, по его словам, "представить Бута перед жюри холодным, аморальным дельцом-мошенником, который не считался ни с ООН, ни с США, осуществляя свои зловещие замыслы". Однако красноречие адвоката не смогло пересилить судейской логики. Шейндлин убеждена в том, что хотя ни одно из так называемых свидетельств не является доказательством совершения Бутом преступления, их приобщение к делу позволит "представить жюри некий минимальный уровень контекста", без которого присяжным якобы будет трудно сформировать общее представление о личности и деяниях подсудимого.
Правда, Шейндлин, казалось, вняла доводам Даяна о том, что ООН является политическим, а не юридическим органом, и не стала настаивать на вызове в суд свидетелей-экспертов, которые могли бы авторитетно рассказать присяжным о конкретных действиях, предпринятых ООН и федеральными органами США в отношении Бута. Согласилась она и не упоминать перед присяжными того, что россиянин попал в поле зрения Совета Безопасности ООН, уделившего ему внимание в приложении к резолюции 1532 /2004 г./.
В ходе слушаний адвокат Виктора Бута чуть ли не в категоричной форме утверждал, что его подзащитный "никогда не продавал оружия и не выступал посредником при его продаже", а лишь предоставлял транспортные услуги. "Но он все равно обладал возможностью переправлять значительные количества оружия в зоны конфликтов", - парировала на это судья. Одним из клиентов Бута в Африке, если верить обвинению, выступала группировка УНИТА, которая вплоть до 2002 года вела войну с правительством Анголы. Даян выразил озабоченность упоминанием этого террористического формирования, потому что в свое время ему активную военную помощь официально оказывала администрация США. Шейндлин согласилась убрать из судебных документов всякое упоминание УНИТА. Она не уверена, что кому-либо из членов будущего жюри будет известно это название. Ненужной посчитала она и ссылку на Ливию, которой, если верить прокуратуре, Бут якобы намеревался поставить противотанковое оружие в 2007 году.
Все эти мелкие уступки Даян поспешил назвать "большой победой" для своего подзащитного. В тактическом смысле он, может быть, и прав, но, по большому счету, это ровным счетом ничего не меняет в главной тенденции, четко проявившей себя с первых дней разбирательства в ноябре прошлого года, когда Бута под конвоем доставили из Таиланда в Нью-Йорк. За прошедшие месяцы Шейндлин отклонила все ходатайства предыдущей и нынешней команды адвокатов россиянина, пытавшихся оспорить законность его экстрадиции в США и так называемую экстратерриториальную юрисдикцию, к которой сплошь и рядом прибегают в последнее время американские власти. Что же касается прокуратуры, то она пошла навстречу адвокатам Бута лишь один раз, когда в мае согласилась исключить из материалов дела данное ему прозвище "Торговец смертью".
По словам освещающих дело Виктора Бута журналистов, у процесса есть нечто общее с проходившим не так давно в Нью- Йорке судебным разбирательством по делу международного торговца оружием сирийца Монсера Аль-Кассара, который, как и россиянин, стал жертвой подставной операции агентов федерального управления по борьбе с наркотиками.
Его адвокат Ли Соркин заявил некоммерческой радиостанции NPR, что согласно американскому законодательству, "если кто-то вовлечен в действие или в преступный сговор с целью нанести вред гражданам США или вооруженным силам США, то независимо от того, в какой бы точке земного шара они ни находились, они подпадают под юрисдикцию американских судов".
Причина, по которой арестованного в марте 2008 года в Таиланде и экстрадированного в ноябре 2010 года в США российского гражданина собираются судить в Нью-Йорке, заключается в том, что ему в числе прочего инкриминируется "преступный сговор с целью убийства граждан США". Прокуратура утверждает, что Бут якобы согласился поставить оружие "международной террористической организации, зная, что ее целью было убийство граждан и официальных представителей США в Колумбии".
Судья Шейндлин назначила на 7 сентября окончательное заседание, на котором адвокатам и обвинению предстоит окончательно согласовать позиции по обсуждавшимся в среду вопросам. Суд над Бутом намечен на 11 октября. В случае обвинительного приговора 44-летнему бизнесмену грозит от 25 лет тюрьмы до пожизненного заключения.