Катар может возглавить международную группу поддержки сирийской оппозиции
"Когда эмир Катара становится поборником какой-либо идеи, он не отступает от нее, пока не добьется результата, - заявил парижской газете глава катарского отделения Брукингского института США Салман Шейх. - У него есть опыт и ресурсы, чтобы реализовать свою идею".
Пока возможности, которые открываются перед Катаром, включают формирование Группы друзей сирийского народа в соответствии с предложением Франции и мобилизацию Лиги арабских государств /ЛАГ/, в которой Катар председательствует до начала марта этого года. Внутри ЛАГ Катар может рассчитывать на поддержку Ливии и Туниса, глава правительства которого призвал к высылке сирийских послов.
"Это то, что касается дипломатической акции. За кулисами Катар, возможно, попытается, как он уже сделал это в Ливии, предоставить военную поддержку сирийским мятежникам или увеличить ее, поскольку некоторые аналитики считают, что такая поддержка уже оказывается", - замечает ближневосточный корреспондент газеты "Монд" Бенжамен Барт.
По мнению Дэвида Робертса из Института королевских вооруженных сил Великобритании, "после российско-китайского вето в Совете Безопасности ООН Катар может посчитать себя вправе отправить деньги, оружие и инструкторов в распоряжение оппозиционной Свободной армии Сирии". По информации "Монд", катарские власти всячески к этому поощряет американский сенатор Джо Либерман.
Отозвав своего посла из Дамаска в июле 2011 года, спустя четыре месяца после начала мартовского восстания в Сирии, Катар придал официальный характер своему разрыву с режимом Башара Асада. "Такое развитие было ожидаемым с тех пор, как канал "Аль-Джазира" - зеркало и ретранслятор катарской дипломатии - встал на сторону оппозиционеров после колебаний на протяжении нескольких недель, - указывает французская газета. - Президент Башар Асад и первая леди Сирии немедленно стали персонами нон грата в катарской микромонархии. Инвестиции Катара в Сирии, составляющие 5 млрд долларов, были заморожены или переведены в Иорданию".
"Катар включился в большую региональную игру в соответствии с замыслами Саудовской Аравии, чтобы вывести Сирию из шиитской орбиты Ирана и вернуть ее в суннитский лагерь", - отмечает Дэвид Робертс, напоминая, что Катар был инициатором сближения между Парижем и Дамаском, а теперь "разыгрывает карту арабской улицы, чтобы оказаться на нужной стороне в Истории".