Обама хочет обойтись без военных действий против Ирана и Сирии
"Тем, кто бьет в барабаны войны, следует ясно объяснить американскому народу, в чем они видят издержки и выгоды" такого подхода, заявил глава действующей вашингтонской администрации. Сам он, по его словам, "не относится к числу таких людей", а выступает за "мирное" урегулирование проблем - хотя бы потому, что не понаслышке знает, каково отправлять солдат в "горячие точки".
Среди полутора десятков тем, поднятых американскими журналистами, места для отдельного вопроса по России не нашлось. Но Обама сам упомянул о том, что рассчитывает вскоре встретиться с избранным президентом РФ Владимиром Путиным. По его словам, "удобная возможность пообщаться" должна представиться им на саммите лидеров "большой восьмерки" ведущих мировых держав, который состоится 18-19 мая в его загородной резиденции в Кэмп-Дэвиде /штат Мэриленд/.
Вопрос о встрече в Кэмп-Дэвиде задала землячка Обамы, чикагская журналистка, которую интересовало, почему форум "восьмерки" внезапно убрали из Чикаго и не связано ли это с какими-то опасениями по поводу безопасности.
Обама в ответ напомнил, что его родной город по-прежнему готовится принять в мае еще более массовый саммит НАТО. А встречу лидеров "восьмерки", судя по его ответу, американские организаторы хотят вернуть к изначальному формату. Президент США назвал его "неформальным" и даже "интимным", т.е. сугубо доверительным.
По доминировавшей на пресс-конференции иранской теме Обама вновь заявил, что, на его взгляд, возможности для дипломатического урегулирования ситуации вокруг ядерной программы Тегерана еще не исчерпаны. Ему напомнили, что он уже говорил нечто подобное в 2009 г, и спросили, рассматривает ли он предстоящие переговоры, как "последний шанс" для Ирана.
Прямого ответа на это президент США не дал. Он согласился с тем, что в последние 3 года Иран всячески "юлил и затягивал" переговорный процесс. Но при этом Обама выразил уверенность в том, что на самом деле Тегеран прекрасно понимает, чего от него ждут, и сказал: "Я не ожидаю прорыва на первой же встрече. Но я думаю, что мы достаточно быстро почувствуем, насколько серьезно они относятся к улаживанию данного вопроса".
Некоторые американские репортеры убеждены, что Израиль намерен в ближайшее время нанести удар по Ирану для пресечения его ядерной программы. Власти США, насколько известно, исходят из того, что такое решение еще не принято.
Рассуждая на эту тему в контексте своей встречи с главой израильского правительства Биньямином Нетаньяху, которая состоялась накануне в Белом доме, Обама прежде всего констатировал, что "Израиль - суверенная страна, которая сама будет принимать решение о защите своей безопасности". Он также заверил, что поддержка Израиля со стороны США остается "нерушимой".
Но при этом, по его словам, друзья обязаны "прямо и без прикрас" говорить друг другу правду. А она, по мнению Вашингтона, заключается сейчас в том, что "представление о том, будто нам нужно делать некий выбор в течение одной- двух недель или одного-двух месяцев, не подтверждается фактами". Имелся в виду выбор некоего решения в отношении Ирана.
Что касается Сирии, Обама вновь выразил уверенность в том, что правительство Башара Асада в этой стране "утратило легитимность" в глазах собственного народа и рано или поздно падет. Вместе с тем он подчеркнул, что для США "было бы ошибкой предпринимать военные действия против Сирии в одностороннем порядке, как кое-кто предлагает, или же считать, что есть какое-то простое решение". Хозяин Белого дома напомнил, что ситуация вокруг Сирии "гораздо сложнее" ливийской, когда международное сообщество было сплоченным и имелся мандат Совета Безопасности ООН.
Формально пресс-конференция Обамы была посвящена объявлению о новых шагах его администрации по преодолению последствий недавнего экономического кризиса и оказанию помощи нуждающимся, прежде всего для сохранения заложенного жилья. На деле же, как сам президент сразу признал во вступительном слове, она была приурочена к важной дате во внутриполитическом календаре: в минувший "супервторник" сразу 10 американских штатов определялись с выбором кандидата от оппозиционной республиканской партии США на президентских выборах в ноябре нынешнего года.
Несмотря на "наводящие" вопросы некоторых репортеров, хозяин Белого дома отказался вступать в заочную полемику со своими потенциальными соперниками, которые его нещадно критикуют. Вместо этого он старался делать упор на том, какие выгоды сулит его политика американским избирателям, и всем своим видом излучал уверенность в ноябрьской победе.