В 16 исправительных учреждений России апробируется эксперимент по введению штатных должностей тюремных священников
"Сейчас в отдельных местах лишения свободы священнослужители трудятся на основании договоров с администрацией. Но большая часть духовенства ходит в места лишения свободы без всякой системной государственной поддержки, на добровольной основе", - пояснил корр. ТАСС существующее положение дел председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества отец Всеволод Чаплин. Он отметил, что это "довольно сильно расходится с практикой других стран". "Например, даже в странах с таким жестким разделением Церкви и государства, как США и Франция, тюремные капелланы работают на штатной основе и оплачиваются государством, в том числе - православные священнослужители. Думаю, постепенно, через эксперименты этот опыт будет реализован и в России", - убежден представитель Церкви.
Он также отметил, что Церковь взаимодействует с Минюстом по целому ряду направлений. "Это и регистрация религиозных организаций РПЦ, и содействие повышению правовой культуры наших сограждан, и утверждение идеи законопослушания, и развитие сотрудничества со ФСИН, которая входит в структуру Министерства юстиции, и с которой Церковь взаимодействует в работе с заключенными и в пастырской заботе о сотрудниках системы исполнения наказаний", - отметил Всеволод Чаплин. Он напомнил, что недавно патриарх Кирилл подписал новое соглашение между Русской православной церковью и ФСИН, а первое соглашение с Министерством юстиции подписал еще патриарх Алексий в 1999 году. Протоиерей Всеволод Чаплин, как руководитель Синодальной структуры, входит в Общественный совет при Министерстве юстиции.
Касаясь темы целесообразности подобных соглашений Церкви с другими министерствами и ведомствами, он заметил, что такая практика существует с начала 1990-х годов. По словам Чаплина, "есть интересный опыт в Приволжском федеральном округе", где было подписано соглашение с полпредом президента в округе; затем стали появляться соглашения в отдельных регионах. "Есть интересный зарубежный опыт. В частности, в Белоруссии было подписано всеобъемлющее соглашение между Церковью и государством, после чего были заключены 12 договоров с отдельными министерствами и ведомствами", - сообщил отец Всеволод.
Он напомнил, что, например, "в Грузии есть соглашение между государством и Церковью, и упоминание о таком соглашении внесено в Конституцию; существует широкая практика договоров между Ватиканом и большинством государств мира". "Думаю, что весь этот опыт, вся эта практика подвигает к мысли, что система договоров между Церковью и государством действительно зарекомендовала себя и будет и дальше развиваться в России", - уверен высокопоставленный представитель РПЦ.