На согласовании в правительстве находится законопроект, позволяющий негосударственным вузам претендовать на госзаказ - открывать бюджетный набор студентов. Что изменится для платных вузов, если документ будет одобрен? Об этом, а также о бессрочных лиценз

Сейчас на согласовании в Правительстве находится законопроект, подготовленный думским комитетом по образованию. Если он будет принят, негосударственные вузы смогут претендовать на госзаказ, а попросту - открывать бюджетный набор студентов. Изменится ли что-то для платных вузов, если этот документ будет одобрен? Об этом, а также о бессрочных лицензиях, грантах и многом другом корреспондент "РГ" беседует с ректором Института международного права и экономики им. Грибоедова Павлом Пилипенко.
Российская газета: Павел Павлович, законопроект о госзаказе для платных вузов называют шагом вперед на пути уравнивания в правах негосударственных и государственных вузов. Это действительно так?
Павел Пилипенко: На первый взгляд, да. Законопроект направлен на то, чтобы дать возможность негосударственным вузам, имеющим госаккредитацию, на конкурсной основе бороться за получение госзаказа, то есть финансовых средств из бюджетов различных уровней на обеспечение образовательной деятельности. Но есть нюансы. На начало этого года в России действовало 653 государственных и муниципальных вузов и 462 негосударственных вузов (без учета филиалов). И если сопоставить показатели негосударственного сектора образования с критериями отбора при распределении госзаказа, то увидим: в качестве реальных претендентов на получение средств из бюджета могут выступать только около 40 негосударственных вузов (менее 10%). В лучшем случае они смогут получить денежные средства на обучение 4,5 тыс. студентов по территории всей России. Финансирование негосударственного сектора из госбюджета охватит в 100 раз меньше студентов, чем у их коллег в государственном секторе высшего образования.
Все дело в том, что в основе критериев отбора для получения госзаказа лежит прошлогоднее количество полученных вузом бюджетных мест. И если негосударственный вуз ничего раньше не получал, то и в будущем году при таких критериях он вряд ли что-то получит. Это все равно что установить при выборе кандидатур на Нобелевскую премию в качестве критерия оценки наличие у них Нобелевской премии, полученной в предшествующем году.
РГ: Недавно в России начало действовать распоряжение правительства, по которому вузам теперь дается бессрочная лицензия на образовательную деятельность. На сайте вашего вуза вывешена лицензия до 2015 года. Как вы получали ее, и что изменится для вас с новыми правилами?
Пилипенко: Буквально вчера мы уже получили новую - бессрочную - лицензию на право образовательной деятельности, которая вскоре появится и на сайте. Надо отметить, что с утверждением в марте этого года "Положения о лицензировании образовательной деятельности" все ранее выданные лицензии автоматически стали бессрочными. Это важное нововведение в системе отечественного образования. Ведь раньше каждые 5 лет перелицензирование проходил отдельно и вуз, и каждый его филиал, доставляя много хлопот и являясь довольно затратным мероприятием. На примере нашего вуза это хорошо можно понять: у ИМПЭ им. Грибоедова 7 филиалов в разных городах России. За 18-летнюю историю института мы прошли более 30 перелицензирований. Каждый год нужно было получать несколько заключений Роспотребнадзора, Госпожнадзора, делать их нотариальные копии, готовить десятки всяких таблиц и документов. И к этому еще добавлялась аналогичная процедура по государственной аккредитации отдельно вуза и его филиалов каждые пять лет. К слову сказать, и эта процедура сейчас оптимизирована: госаккредитацию вуз стал походить одновременно со всеми филиалами.
РГ: В России действуют президентские конкурсы на гранты для вузов, разрабатывающих инновационные программы развития. Как правило, 70 процентов победителей - вузы технические и инженерные. Почему? У гуманитариев меньше амбиций?
Пилипенко: Не думаю. Другое дело, что государство сегодня пытается повернуть вектор спроса в сторону технических вузов, пытаясь воссоздать снижающийся инженерный потенциал для будущего России. Но мне кажется, в условиях рыночной экономики вряд ли это можно сделать только административными методами. К сожалению, сейчас мало что делается для увеличения привлекательности технических специальностей (нет достойных условий для работы выпускников как в плане их профессиональных интересов, так и в плане привлекательной зарплаты). Я как инженер по своему первому высшему образованию знаю это не понаслышке.
А между тем многие вузы, в том числе и гуманитарные, помимо участия в конкурсах на гранты, вырабатывают свои методы стимулирования и поощрения ученых, преподавателей и талантливой молодежи. Нас, например, очень радует, что ежегодно студенты, выпускники и аспиранты ИМПЭ занимают лидирующие места на различных всероссийских и международных конкурсах научных работ. Это говорит о том, что и сами студенты, и их научные руководители действительно достойны наград и грантов. Кстати, совсем недавно порадовали студенты юридического факультета, которые прекрасно проявили себя на международном конкурсе Филиппа Джессопа (конкурс - имитация реального судебного процесса, проводится полностью на английском языке) и обогнали все негосударственные вузы, уступив первые места только четырем государственным учебным заведениям.
РГ: В разгаре единый государственный экзамен. Ваш сайт завлекает выпускников на подготовительные курсы, обещая: "Это больше чем просто подготовка к ЕГЭ, больше чем просто введение в специальность. Поступи! Узнаешь, в чем их уникальность!" Давайте все-таки приоткроем этот секрет?
Пилипенко: За почти двадцать лет существования нашего института выпускниками подготовительного отделения стали тысячи юношей и девушек, многие из которых уже давно получили высшее образование и сегодня приводят в институт своих детей. Многолетние наблюдения показали, что выпускники подготовительного отделения гораздо лучше сдают экзаменационные сессии на первом курсе, чем их "неподготовленные" однокашники. Все выпускники подготовительного отделения 2009 и 2010 годов успешно поступили в вузы, получив по ЕГЭ высокие баллы, на которые изначально даже не претендовали.
Особенностей обучения на подготовительном отделении именно нашего института много. Прежде всего тайны будущей профессии раскрывают перед учащимися выпускных классов известные политики, бизнесмены, журналисты, переводчики, финансисты, одним словом профессионалы, известные всей стране. Слушатели курсов вливаются в студенческий коллектив, участвуют во всех общественных мероприятиях, а зачастую и задают им тон.
РГ: Есть ли у вас приемные дни для студентов? С какими вопросами они к вам чаще всего приходят?
Пилипенко: Я приверженец демократического стиля руководства: всегда открыт для общения. Ко мне на прием студент или аспирант может записаться в любой день. Но я не только лично встречаюсь со студентами, но и общаюсь со многими из них по электронной почте. Туда присылают вопросы и студенты наших филиалов. Очень важно иметь обратную связь и, как говорят, держать руку на пульсе времени.
Вот один из последних примеров: студенты просят принять меры по благоустройству парка, находящегося вне территории института, но прилегающего к нему. Через этот парк проходит кратчайший путь от метро к институту. Но он - в ведении окружной префектуры. Местные власти о нем, видимо, забыли и не убирают, он в полузаброшенном состоянии. Студенты хотят, чтобы он снова "ожил".
РГ: Статистика показывает, что лишь 16 процентов вузовских преподавателей занимаются наукой. Какие актуальные научные исследования ведутся в вашем институте?
Пилипенко: К счастью, эта статистика не отражает положение дел у нас. В нашем вузе науке уделяется особое внимание, ведь активно работают аспирантура и докторские диссертационные советы по профилю института, а научно-педагогический состав института - более 70% преподавателей с ученой степенью и ученым званием, из них около четверти - доктора наук и профессора.
Наши ведущие ученые представляют институт и в научных объединениях, являясь членами диссертационных и экспертных советов, учебно-методических объединений более двадцати учреждений и организаций, в том числе: Научно-консультативного совета при Верховном суде РФ, Генеральной прокуратуре РФ, Научно-экспертного совета при Высшем Арбитражном суде РФ. Приоритетная задача ученых института - подготовка собственных учебников и учебных пособий. Традиционно проводим весенние межвузовские научные криминологические конференции. В этом году такая встреча была посвящена криминологической безопасности личности, общества и государства.
РГ: У вашего вуза 7 филиалов. Планируете ли расширять филиальную сеть? Сколько, на ваш взгляд, филиалов нужно вузу?
Пилипенко: Филиалы вузов в России очень разные, они не имеют единой концепции построения. В некоторых случаях это почти автономный институт, имеющий учебно-научную составляющую и самостоятельно реализующий разные формы обучения студентов, а в других - лишь учебно-консультационный пункт (так назывались филиалы в советское время), образовательное обеспечение которого ведется из головного вуза. Важно, чтобы во всех случаях обеспечивалось единое качество образования.
Наши филиалы построены как раз по второму принципу. Большинство учебно-методических и кадровых вопросов решаются из Москвы. Отсюда мы посылаем преподавателей для работы в регионах, учебную литературу. Это хоть и дорогой метод ведения образовательной деятельности, но за счет этого у наших филиалов высокая конкурентоспособность и качество учебного процесса.
РГ: Какой у вас ожидается конкурс в этом году? Чувствуете ли вы отток абитуриентов на специальности "юриспруденция" и "экономика"?
Пилипенко: Понятие "конкурс" для негосударственного вуза обычно не совсем правильно трактуют. Это для граждан, поступающих в государственный вуз, Конституцией РФ и Законом РФ "Об образовании" гарантировано получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования. В нашем же случае главными являются результаты ЕГЭ (или вступительных испытаний, проводимых институтом самостоятельно), которые должны быть не ниже установленного в текущем году Рособрнадзором минимального количества баллов по всем предметам из перечня вступительных испытаний. Кроме этого, для негосударственного вуза при приеме на обучение важно достаточное количество учебных помещений.
Что же касается снижения числа абитуриентов в этом году, то это как раз связано с демографической "ямой" в нашей стране, а вовсе не со снижением престижности юридической или экономической специальностей. Вот лучшее доказательство этому: все наши выпускники 2011 года уже хорошо трудоустроены. А какой процент выпускников технических вузов идут работать по своей специальности? К сожалению, небольшой. Более того, многие из них приходят к нам получать на платной основе второе высшее образование - экономическое или юридическое. Значит, не могут найти себя в инженерной профессии. Тезис о "перепроизводстве" юристов и экономистов неадекватен реальности. Сама жизнь заставляет молодежь принимать другие решения.
РГ: На что абитуриентам нужно прежде всего обращать внимание, если их выбор пал на поступление в платный вуз?
Пилипенко: Самое простое, что может сделать абитуриент при выборе вуза, - поговорить с его выпускниками, узнав, довольны ли они процессом обучения, где собираются работать, какую зарплату им "положили" для начала. Если выпускник не будет рекомендовать абитуриенту свою альма-матер, то это красноречивее любых лицензий и свидетельств о государственной аккредитации.
РГ: Расскажите о системе самообследования, которая проводится у вас в Грибоедовском. Ее результаты вывешены на сайте. Как часто такое происходит и в чем заключается самоконтроль?
Пилипенко: Самообследование вуза или его филиала - необходимый элемент в процедуре государственной аккредитации. Проводим его силами самого вуза: составляем единый отчет по всем направлениям деятельности (образовательной, научной, международной, издательской и т.д.) с большим количеством таблиц. Цель - нащупать "узкие" места в вузе, сделать необходимые коррективы к приходу комиссии Рособрнадзора. По новому "Положению о государственной аккредитации" теперь такое самообследование головной вуз и все его филиалы проводят одновременно один раз в 6 лет.
РГ: Сейчас в России тенденция к слиянию государственных вузов - создаются Федеральные университеты. На ваш взгляд, возможно ли подобное в сообществе негосударственных вузов?
Пилипенко: Слияние любых вузов проводится по инициативе их учредителей и при согласии трудовых коллективов. В случае государственных вузов инициатива принадлежит Минобрнауки России как их учредителю. Для негосударственных вузов этот процесс возможен по договоренности между всеми собственниками объединяющихся вузов.
В физике есть понятие "синергетического" эффекта, когда свойства образующегося из отдельных элементов единого целого качественно превышают свойства отдельных составных элементов. Думаю, что именно к этому эффекту нужно стремиться при слиянии вузов. Правда, иногда, к сожалению, трудовые коллективы при слиянии могут и не ужиться "под одной крышей", если, к примеру, они представляли ранее соперничавшие научные школы.
РГ: Как часто у вас отчисляют студентов и за что? Бытует мнение, что из негосударственных вузов вообще не отчисляют, так как "за все заплачено".
Пилипенко: Это не так. Согласно Уставу нашего института, отчисление студента может производиться за невыполнение учебного плана или неудовлетворительную оценку на государственной итоговой аттестации, за нарушение правил института, а также в связи с невыходом из академического отпуска. В среднем ежегодно по всем указанным причинам из института мы отчисляем около 20-30 человек (2-3% студентов). И это немало: практически одна полноценная группа студентов. Конечно, в каждом конкретном случае мы досконально разбираемся с ситуацией, прежде чем пойти на отчисление. Порой можем кардинально изменить судьбу человека. Поэтому всегда делаем это осторожно, убедившись, что иного пути нет. После отчисления некоторые студенты по прошествии времени вновь восстанавливаются у нас на обучение. А 15-20 человек ежегодно к нам переводятся из других вузов.
Плата от студентов за предоставление институтом образовательных услуг - необходимое, но недостаточное условие для успешного завершения обучения и получения диплома государственного образца. Должны быть обязательно хорошие базовые знания и достаточная мотивация к обучению.

Добавить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent