На площадке ОНФ обсудили закон "Об основах охраны здоровья граждан". Глава Минздравсоцразвития РФ Татьяна Голикова сообщила, что медицинское сообщество выступает за принятие законопроекта, а президент национальной медицинской палаты Леонид Роша
Татьяна Голикова считает, что "медицинский" закон можно принимать уже сейчас, хотя по-прежнему готова принимать предложения. Фото: ИТАР-ТАСС
Конфликт врача Леонида Рошаля и ведомства Татьяны Голиковой перешел в конструктивное русло. Вчера на площадке ОНФ президент Национальной медицинской палаты и министр здравоохранения и соцразвития вступили в интенсивную дискуссию по поводу закона "Об основах охраны здоровья граждан". Кроме них в дискуссии участвовали медики, пациенты и представители "фронтовых" общественных организаций из нескольких регионов.
Модератор заседания, вице-спикер Совета Федерации Светлана Орлова сообщила, что прямую трансляцию дискуссии слушают 83 региона: "приемные Владимира Путина включены, там представители ОНФ, медики и пациенты".
Татьяна Голикова выступила с получасовым докладом, который начала с того, что обсуждение закона, вызвавшего такое количество споров и дискуссий, еще не завершено. Она напомнила, что предыдущий закон был принят в 1993 году - 18 лет назад. "Изменились законодательные, социальные и экономические условия, в которых работает здравоохранение, - отметила министр. - Появилось много технологий, новых направлений в области здравоохранения, но все остается за рамками законодательного регулирования. Это существенно тормозит развитие нашей отрасли и оказание помощи, которую мы технологически могли бы оказывать". Кроме того, по ее словам, в этом случае вагоны толкают локомотив: принятый год назад закон об ОМС заложил финансовую основу для развития здравоохранения, но она не будет работать, пока не будет принят Основной Закон. Голикова подчеркнула, что закон тщательно проработан: "Очень долго обсуждали принципы охраны здоровья граждан. Закон - самый пациентоцентрированный в истории России".
Леонид Рошаль начал свою речь с того, что он выступает не как директор лечебного учреждения, а как член координационного совета ОНФ. "Я вступил в ОНФ (за столом раздались крики "правильно!") для того, чтобы дать вам возможность выслушать иные точки зрения". После чего начал излагать свою, которая, как оказалось, не изменилась после его знаменитого выступления на Медицинском форуме ни на йоту. "Административное давление беспрецедентно в плане обсуждения. Мы говорим, что обсуждаем год. Но как? - поинтересовался Рошаль у собравшихся и сам же ответил. - Если ни одному присутствующему в зале серьезному оппоненту не было дано слова, это никуда не годится. Только 6 дней назад впервые с привлечением общественности был рассмотрен вопрос распределения полномочий. Фактически только сейчас, когда закон перешел в Думу, привлекли и общественные организации. И то, представитель одной из организаций в середине встал и сказал: больше приходить не буду, потому что невозможно, чтобы тебя услышали".
"В законе есть положительные стороны, - согласился Рошаль. - Можно собрать Думу и принять закон. Но мы говорим о качестве того, что мы принимаем. Давайте один раз по-другому подойдем - посмотрим, какие риски несет закон, что нужно расширить. Не будем суетиться, не будем бежать".
По мнению детского хирурга, модернизация будет продолжаться, и закон к этому никакого отношения не имеет.
Стоит отметить, что мнения разделились примерно поровну, но в результате участники дискуссии несколько отошли от обсуждения подробностей закона и зафиксировались на выяснении одного довольно общего вопроса - принимать закон, или подождать и подумать. С одной стороны, приводились неоспоримые доводы о необходимости его срочного принятия, с другой - жесткие и критические причины, по которым его нельзя принимать в нынешнем виде.
И в этом ключе неожиданно и интересно прозвучало мнение Игоря Галеева, которое, впрочем, не нашло живого отклика у коллег: "Я, как и Леонид Михайлович (Рошаль. - "РГ") застал советскую систему, и соглашусь, что равной ей не было и не будет. Но социализм отправлен на пенсию, а сегодня расслоение населения - непреложный факт. И эта слоистость распространилась на медработников. Я никогда не поверю, что есть только одна организация, которая отражает интересы всех медиков вообще. Слишком различны интересы косметического хирурга и сельского фельдшера. Так что закона, одинаково нужного для всех, мы не получим никогда".
"У меня есть удовлетворение от сегодняшнего разговора, - сообщил Леонид Рошаль журналистам после окончания "круглого стола". - Когда мы вышли с этой инициативой, мы представляли, что будут диаметральные точки зрения. Но ради этого и нужно было приходить в ОНФ. Исполнительной власти и обществу надо перестать видеть врагов друг в друге. Нужно научиться разговаривать и искать консенсус".
Татьяна Голикова, которая также нашла время для общения с прессой, сообщила, что, по ее мнению, закон готов и его совершенно спокойно можно принимать, хотя время для доработки еще есть: "Это было абсолютно конструктивное обсуждение, - подчеркнула министр. - Процедура принятия поправок еще не исполнена, и у желающих есть время для того, чтобы внести что-то еще. Это будет обсуждаться на заседаниях комиссий. Мы их ждем, потому что являемся там такими же участниками, как все".