Моделист Александр Саливанчук: Я первым создал "живую" воду и утопил в ней танк
Смотреть фоторепортаж Татьяны Андреевой
Наиболее эффектные экспонаты выставки "Война на столе" в екатеринбургском музее изобразительного искусства сделаны руками признанного мастера-моделиста Александра Саливанчука. Он достиг таких высот в своем деле, что участвовать в выставках ему больше не интересно - сейчас его внимание сосредоточено на проблеме создания "живой воды". Саливанчук - прекрасный пример того, как хобби - казалось бы, невинная забава для мальчишек - может предоставить средства к существованию.
На выставке в музее посетителя, незнакомого с миром масштабных моделей, ждет ошеломляющее открытие: моделистов чрезвычайно много. По статистике, в ряду хобби моделизм занимает почетное второе место после занятий спортом. При этом моделисты искусно смешиваются с прочим населением, так что на первый взгляд их трудно опознать - разве что по пристрастию к одежде военизированного образца.
Казалось бы, полки магазинов забиты наборами для создания моделей - бери и клей. Настоящий моделист снисходительно посоветует любителю: "Рекомендую приобрести - получишь большое удовольствие". Сам же он в такие игрушки уже не играет.
Высший пилотаж в деле моделизма - создание объемных композиций, каждая из которых - микромир, где остановилось мгновение военных действий. Просто собрать танк сумеет каждый, а диарамы создаются по принципу "Всегда хочется на танчик посадить солдатика". Техника вписывается в пейзаж - в грязь, в траву или в пустыню, окружается солдатами, которые ранены, умерли или наступают с криком "Ура!". Застывшие навытяжку солдатики тоже продаются в магазинах - настоящий моделист сначала расчленит их, а потом соберет-склеит заново, чтобы они бежали, падали или отстреливались.
Настоящий мастер добивается максимального правдоподобия - исторического и технического. Его работа начинается со сбора информации, разыскивания фотографий, чертежей. Компетентный моделист с удовольствием объяснит невеждам, что, например, американская армия каждую войну переодевается, и форменная одежда Второй мировой - корейской, вьетнамской и афганской войны - сильно отличаются. Нюансы военной моды доступны пониманию только тонкого ценителя, который так же способен отыскать в двигателе модели танка все до одной детали оригинала - вплоть до последнего болтика - и уважительно кивнуть головой.
Моделизму - профессионально-страстной разновидности игры в солдатики - все возрасты покорны. Умные психологи считают это пристрастие измененной формой врожденной агрессивности - инстинкта, присущего всем высшим животным. Он проявляется с детсадовского возраста и сохраняется до седых волос у представителей мужского пола. Хотя встречаются и исключения - чуть чаще, чем женщины летают в космос. В Екатеринбурге их два: очаровательная девушка, которая раскрашивает солдатиков (цена такого, между прочим, может доходить до 300 долларов), и профессиональная сварщица, обожающая американские тягачи. Она знает о них буквально все - вплоть до спецификации каждого болтика - и по праву гордится своей коллекцией прицепов. Так что по половому признаку моделисты не подразделяются - их видовое разнообразие соответствует родам вооружения.
Моделисты существуют в различных общественных формах. Скажем, в Челябинске они, не стесняясь, объединились в крепкое сообщество. В Екатеринбурге до такого еще не доросли: скромно предпочитают виртуальное общение, прячась за никами вроде Рэмбо, Терминатор или Райан. Лишь самые прославленные мастера выходят из подполья и даже в Интернете выступают под своими именами. Таков, например, екатеринбуржец Александр Саливанчук.
Квартира за счет хобби
За последние 20 лет Александр Саливанчук выполнил более 300 масштабных моделей, в том числе и диарам, где разместил более тысячи фигурок. Сейчас Саливанчук выставляется редко, и в выставках масштабных моделей участвует как "приглашенная звезда" - чтобы посудить или раздать призы.
- Я свое уже отсоревновался, - говорит мастер. - Я создал свою программную вещь "Барбаросса. Первый день войны", и теперь все это мне не очень интересно.
"Барбаросса" представляет из себя поле размером 40 на 100 сантиметров, где свалена брошенная советская бронетехника, наступает фашистская орда, умирают советские солдаты, течет река, и у бережка плавают гуси.
Руками Саливанчука созданы, пожалуй, все военные конфликты минувшего века. Он делал, например, "Окопную войну" (Первую мировую), "Бейрут. На Зеленой линии", расстрел моджахедов в Афганистане и высадку союзников в Нормандии. Как-то довелось ему воспроизвести даже фотографию из дембельского альбома, а также эпизод чеченской кампании, где около застрявшего в грязи танка солдаты греются у костерка. Понятно, что костер, как и солдатские папироски, и лужу грязи ни в каком магазине не купишь. Все это мастер придумал, отливал, выпиливал и склеивал сам.
Его первое, так сказать, утреннее место работы - телекомпания, где Саливанчук снимает новости. До этого двенадцать лет он отдал любимой работе на аэродроме. Работал авиатехником - починял двигатели самолетов. Моделированием начал заниматься еще в школе.
- Мир масштаба затягивает на всю жизнь, - уверяет он.
Время моделей наступает вечером. Весь микромир умещается на двух рабочих столах и стене, увешанной инструментами, образцами, чертежами и фото. Счет своим работам Саливанчук уже потерял, сравнивая себя с фордовским конвейером:
- Единовременно у меня в работе до восьми моделей: одна склеена, вторая отшпаклевана, третья покрашена, четвертая в тонировке... Каждый день я провожу за рабочим столом семь-восемь часов, одновременно ковыряясь в Интернете, ведь сейчас без компьютера никуда. Спать ложусь часа в два. Как только прихожу с работы - и сразу за стол. Операторский труд - он для души, а моделизм - для заработка: больше сделаешь - больше получишь. Я и получаю: за последнее время купил новую машину и квартиру.
Как сделать живую воду
Суть своего главного достижения по части моделизма Саливанчук формулирует несколько по-библейски:
- Я первым создал "живую" воду и утопил в ней танк.
До его экспериментов моделисты делали гладкую, как стол, водную поверхность. У Саливанчука вода застывает в движении, она течет и меняется, брызжет и пенится. Сделана она, в основном, из того акрилового геля, которым модницам наращивают ногти, и из эпоксидки.
Первой его работой "с живой водой" была "субару" на трофи-рейде, которая въезжает в "мяшу", как называют грязь бывалые гонщики по бездорожью. Воздушная подушка, которую толкает перед собой машина, разбрызгивала эту "мяшу" во все стороны.
Следующим был "Старина Луиджи возвращается" - пират, который встает из пенных волн, подобно какой-нибудь Афродите, в точно таких же брызгах и струях, которые все мы видели в кино о приключениях капитана Воробья. Потом появилась идея работы "Утопим танчик", где волны "расплеснулись в шумном беге", а в прозрачных струях можно разглядеть камушки и водоросли.
Повторить "водяные" достижения Саливанчука пока никому не удалось, хотя в Интернете он подробно и пошагово описывает свои достижения. В моделизме, как в любом ручном труде, действует правило: одна мучка да разные ручки - все зависит от мастерства.
Сейчас лишь одно огорчает чемпиона:
- Меня расстраивает, что все это постепенно превращается в искусство. В музеях выставляемся, и все такое. А я чувствую, что немного не дотягиваю, не хватает мне художественного образования.
Справка "РГ"
Стендовый моделизм - это проектирование, конструирование и изготовление в масштабе точных копий техники или сооружений для демонстрационных и воспитательных целей. Стендовые модели, в отличие от действующих, неподвижны. Моделизм делится на несколько направлений, соответствующих типам техники: автомоделизм, авиамоделизм, судомоделизм, модели бронетехники, железнодорожного транспорта. В каждой группе есть наиболее распространенные масштабы, например, самолеты делают в историческом масштабе 1:72 (именно такими были самые первые в истории модели), бронетехнику - в масштабе 1:35, автомобили - 1:43.