Символ Москвы и России - собор Покрова Богородицы на Рву, более известный как храм Василия Блаженного, сегодня отмечает 450-летие. Праздник в честь юбилея собора начнется с Литургии, которую возглавит Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. В Историческо
12 июля символ Москвы и России - собор Покрова Богородицы на Рву, более известный как храм Василия Блаженного, отмечает 450-летие.
К празднику завершился 10-летний этап обширных реставрационно-восстановительных работ, сделанных по специальной научной программе.
Девять церквей на едином основании - такой архитектурной композиции мир не знал ни до, ни после. Мастера рискнули возвести его на вершине, на взлобье насыпной горы, на краю рва у бровки Москвы-реки - в очень сложной гидрологической ситуации. Поставленная рядом в XVII веке Тиунская изба сползла вниз, а собор Покрова выстоял - уникальный инженерный замысел создателей обеспечивает его устойчивость уже 450 лет! В 1588 году у собора появился придел, где по сей день покоятся мощи святого блаженного Василия-чудотворца, одного из покровителей Москвы. Пройдя через множество пожаров, через попытку Наполеона взорвать шедевр древнерусского зодчества, через обстрел 1917 года и другие испытания, собор выстоял. В ХХ веке храм и его история стали предметом гордости, исследований и легенд. Знаменитое стихотворение Дмитрия Кедрина "Зодчие" - о великом таланте зодчих и ревнивой жестокости царя-заказчика храма, ослепившего их, "чтоб в земле его Церковь стояла одна такова" - сделало одну из них почти хрестоматийной. А талант поэта Андрея Вознесенского вывел наше российское архитектурное чудо в универсальное: "Здесь купола - кокосы, и тыквы - купола". И поставил имя строителя храма рядом с Микеланджело и Данте: "Вам, Микеланджело, Барма, Дант!" Принято считать, что Иван Грозный заказал постройку мастерам Барме и Постнику Яковлеву, некоторые исследователи считают, это был один человек - Иван Яковлевич Барма по прозванию Постник.
Собор чудом выстоял в ХХ веке. Заступником его выступал реставратор Петр Барановский. Важно вспомнить и имена академика архитектуры Сергея Соловьева, реставраторов Дмитрия Сухова и Николая Соболева, протоиерея Иоанна Кузнецова, в конце 1917 года, когда снег засыпал церковь сквозь выбитые во время боев стекла, в одиночку убиравшего и охранявшего собор. Завтра праздник в честь 450-летия собора начнется с Литургии, которую возглавит Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Затем откроется экспозиция, посвященная московским чудотворцам Василию, Иоанну и Максиму юродивым. Особое место в ней занял покров на раку святого Василия. Он был изготовлен в мастерской царицы Ирины Годуновой, жены царя Федора Ивановича, которому блаженный Василий предрек царствование. Исторический музей приглашает на выставку работ победителей конкурса "Рисуем Покровский собор", а на третьей линии ГУМа развернется фотовыставка Георгия Сапожникова, представляющая памятник в неожиданных ракурсах. С 21.40 до 22.00 над Москвой прольется малиновый перезвон колоколов Покровского собора.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Андрей Баталов, заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля, доктор искусствоведения, историк архитектуры Древней Руси:
- Покровский собор - единственный памятник России, который реставрировался на протяжении всего ХХ века. Последняя реставрация, начавшаяся в 2001 году, логичное продолжение предыдущих. Мы следовали принципу музейной фрагментарной реставрации, суть которого: посетитель должен понимать, как начиная с XVI века собор менял свой облик. Благодаря инициативе Государственного исторического музея были проведены новые и, быть может, первые по масштабу археологические исследования территории вокруг собора и открыты фундаменты тех храмов, о которых мы знаем лишь по летописям и по плану 1781 года. Впереди - открытие временно законсервированных нами остатков этих храмов, позволяющее знакомиться с историей этого уникального места.
Алексей Левыкин, директор Государственного исторического музея:
- Покровский собор возведен по обету царя Ивана IV Грозного в честь взятия Казани. Присоединение Казанского царства во многом предопределило будущую судьбу России, ее многонациональный и многоконфессионный состав, что находит отражение в структуре, элементах архитектуры и декора храма. В год собор как музей посещают несколько сотен тысяч человек. С 1990 года он включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, а с 1991 года утвержден в совместном пользовании с православной церковью. Службы в нем проходят каждое воскресенье.
К празднику завершился 10-летний этап обширных реставрационно-восстановительных работ, сделанных по специальной научной программе.
Девять церквей на едином основании - такой архитектурной композиции мир не знал ни до, ни после. Мастера рискнули возвести его на вершине, на взлобье насыпной горы, на краю рва у бровки Москвы-реки - в очень сложной гидрологической ситуации. Поставленная рядом в XVII веке Тиунская изба сползла вниз, а собор Покрова выстоял - уникальный инженерный замысел создателей обеспечивает его устойчивость уже 450 лет! В 1588 году у собора появился придел, где по сей день покоятся мощи святого блаженного Василия-чудотворца, одного из покровителей Москвы. Пройдя через множество пожаров, через попытку Наполеона взорвать шедевр древнерусского зодчества, через обстрел 1917 года и другие испытания, собор выстоял. В ХХ веке храм и его история стали предметом гордости, исследований и легенд. Знаменитое стихотворение Дмитрия Кедрина "Зодчие" - о великом таланте зодчих и ревнивой жестокости царя-заказчика храма, ослепившего их, "чтоб в земле его Церковь стояла одна такова" - сделало одну из них почти хрестоматийной. А талант поэта Андрея Вознесенского вывел наше российское архитектурное чудо в универсальное: "Здесь купола - кокосы, и тыквы - купола". И поставил имя строителя храма рядом с Микеланджело и Данте: "Вам, Микеланджело, Барма, Дант!" Принято считать, что Иван Грозный заказал постройку мастерам Барме и Постнику Яковлеву, некоторые исследователи считают, это был один человек - Иван Яковлевич Барма по прозванию Постник.
Собор чудом выстоял в ХХ веке. Заступником его выступал реставратор Петр Барановский. Важно вспомнить и имена академика архитектуры Сергея Соловьева, реставраторов Дмитрия Сухова и Николая Соболева, протоиерея Иоанна Кузнецова, в конце 1917 года, когда снег засыпал церковь сквозь выбитые во время боев стекла, в одиночку убиравшего и охранявшего собор. Завтра праздник в честь 450-летия собора начнется с Литургии, которую возглавит Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Затем откроется экспозиция, посвященная московским чудотворцам Василию, Иоанну и Максиму юродивым. Особое место в ней занял покров на раку святого Василия. Он был изготовлен в мастерской царицы Ирины Годуновой, жены царя Федора Ивановича, которому блаженный Василий предрек царствование. Исторический музей приглашает на выставку работ победителей конкурса "Рисуем Покровский собор", а на третьей линии ГУМа развернется фотовыставка Георгия Сапожникова, представляющая памятник в неожиданных ракурсах. С 21.40 до 22.00 над Москвой прольется малиновый перезвон колоколов Покровского собора.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Андрей Баталов, заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля, доктор искусствоведения, историк архитектуры Древней Руси:
- Покровский собор - единственный памятник России, который реставрировался на протяжении всего ХХ века. Последняя реставрация, начавшаяся в 2001 году, логичное продолжение предыдущих. Мы следовали принципу музейной фрагментарной реставрации, суть которого: посетитель должен понимать, как начиная с XVI века собор менял свой облик. Благодаря инициативе Государственного исторического музея были проведены новые и, быть может, первые по масштабу археологические исследования территории вокруг собора и открыты фундаменты тех храмов, о которых мы знаем лишь по летописям и по плану 1781 года. Впереди - открытие временно законсервированных нами остатков этих храмов, позволяющее знакомиться с историей этого уникального места.
Алексей Левыкин, директор Государственного исторического музея:
- Покровский собор возведен по обету царя Ивана IV Грозного в честь взятия Казани. Присоединение Казанского царства во многом предопределило будущую судьбу России, ее многонациональный и многоконфессионный состав, что находит отражение в структуре, элементах архитектуры и декора храма. В год собор как музей посещают несколько сотен тысяч человек. С 1990 года он включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, а с 1991 года утвержден в совместном пользовании с православной церковью. Службы в нем проходят каждое воскресенье.