Нина Александровна Воеводина пережила войну, блокаду Ленинграда. А cейчас она вынуждена с дочерью-инвалидом ютиться в студенческом общежитии. Как житель блокадного Ленинграда, она имеет право на обеспечение жильем за счет федеральных средств. И эти деньг

 Нина Александровна Воеводина пережила войну, блокаду Ленинграда. А cейчас она вынуждена с дочерью-инвалидом ютиться в студенческом общежитии. Как житель блокадного Ленинграда, она имеет право на обеспечение жильем за счет федеральных средств. И эти деньги выделены, но уже несколько лет лежат мертвым грузом. Потому что чиновники установили такой порядок получения субсидии, при котором блокадница не может ими воспользоваться

Нина Александровна с дочерью пока живут в общежитии, но рискуют оказаться на улице. Фото: РГ
Нина Александровна Воеводина пережила войну, блокаду Ленинграда. Сейчас в свои 78 лет она вынуждена с дочерью-инвалидом ютиться в студенческом общежитии.
Время от времени приходится слышать, что они живут там на птичьих правах. Но податься блокаднице больше некуда. Самое обидное, что деньги на жилье женщине выделены. Но воспользоваться ими она не может, потому что не имеет постоянной регистрации по месту жительства.
О войне Нина Александровна до сих пор вспоминает с дрожью в голосе. Когда началась блокада, ей было всего восемь лет. Отец погиб в феврале 1942 года при обороне города, бабушка и дядя в декабре 41-го - от голода. Ей и ее сестре-двойняшке удалось дожить до эвакуации благодаря заботе матери. Чтобы хоть как-то накормить девочек, женщина распродала все вещи. За обручальное кольцо удалось купить булку, за добротный шкаф - другую. Когда в доме продавать уже было нечего, спасло чудо. Брат мамы, который впоследствии также погиб, сумел передать им с фронта спасительную посылку с рисом, сахаром, солью, пшеном. Это был самый дорогой подарок в их жизни.
После войны Нине Александровне пришлось поскитаться по стране. По направлению из техникума поехала работать в Таллин. Затем в Мордовию. Из тамошнего поселка Старое Шайгово Воеводиной вместе с дочерью Лилей пришлось уехать в 2006 году. Их однокомнатная квартира находилась в аварийном состоянии. Кроме того, там отключили отопление, поскольку обанкротилась единственная котельная, отапливающая жилой сектор поселка. Мать и дочь решили переехать в Мичуринск Тамбовской области. Родных и знакомых в этом городе у них не было. Но здесь некогда служил отец Нины Александровны и окончила пединститут Лиля.
Комнату в студенческом общежитии Мичуринского филиала АНО ВПО "Российский университет кооперации" Воеводины сняли через объявление в местной газете. Первое время сумма была небольшой, но затем плата за аренду комнаты начала расти и дошла до трех тысяч рублей. Такие деньги Нина Александровна платить отказалась, поскольку как ветеран войны имела право на льготы. Но руководство вуза заявило, что льготы они не предоставляют, поскольку не финансируются из федерального бюджета, и попыталось выселить Воеводиных на улицу.
К счастью, за них вступились прокуратура и суд. Они продолжают обитать в студенческом общежитии, но страх, что им снова укажут на дверь, не покидает.
Самое горькое в этой истории то, что Нина Александровна как житель блокадного Ленинграда имеет право на обеспечение жильем за счет федеральных средств. И эти деньги выделены, но уже несколько лет лежат мертвым грузом. Потому что чиновники установили такой порядок получения субсидии, при котором блокадница не может ими воспользоваться.
Несмотря на то что Нина Александровна уже пятый год живет в Мичуринске, прописана она в Мордовии, там же и числится в ветеранских списках на получение жилья. Форма и порядок предоставления гражданам мер соцподдержки по обеспечению жильем устанавливаются органами госвласти субъектов РФ.
В Мордовии он такой: средства на строительство или приобретение жилья зачисляются на именной блокированный целевой счет ветерана после предоставления им в уполномоченный банк прошедшего госрегистрацию договора купли-продажи (строительства) жилого помещения. При этом приобрести (построить) жилье можно только на территории Республики Мордовии. А в Тамбовской области включить Нину Александровну в список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не могут, поскольку она не имеет постоянной регистрации на территории региона.
- При условии, если вы будете сняты с постоянной регистрации в Республике Мордовии и оформите постоянную регистрацию на территории Тамбовской области, вы будете обеспечены жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации и области, - ответил Воеводиной первый заместитель начальника управления труда и социального развития Тамбовской области Юрий Агеев.
Но для того, чтобы оформить постоянную регистрацию на территории Тамбовской области, Воеводиной как минимум надо иметь там постоянное жилье. В администрации области ей пообещали обратиться с просьбой к главе Мичуринска, чтобы там рассмотрели возможность предоставления ей постоянной регистрации. Но администрация города такого варианта пока не нашла. "В муниципальном жилом фонде свободных помещений нет", - отвечают городские чиновники Нине Александровне. И рекомендуют вернуться в Мордовию.
Собственных денег, чтобы купить квартиру, у ветерана нет. Не может она приобрести жилье и на те, что положены ей от государства.
- Получается, какой-то замкнутый круг, - разводят руками Воеводины. - Без жилья нет прописки, а без прописки нет жилья.
Можно было бы получить квартиру в Мордовии, продать и приобрести в Мичуринске. Но старой женщине такая операция не под силу. Не может этого сделать и дочь Нины Александровны. Она тоже инвалид в связи с тяжелой формой хронического заболевания (и, кстати, тоже имеет право на дополнительную жилплощадь). И по этой причине не может лишний раз выйти из дома.
- Да нам не нужно раздельное жилье, - говорят мать и дочь. - Мы хотим жить вместе, так нам легче будет друг за другом ухаживать. Лишь бы свое…
Комментарий
Людмила Шепина, член Липецкой областной палаты адвокатов:
- Можно дать два практических совета. Но каждый из них надо рассматривать с учетом конкретных обстоятельств. На первый взгляд самый простой вариант - приобрести жилье в Мордовии, продать его и купить там, где они желают. При этом самим женщинам ехать не обязательно, за них все может сделать по доверенности другое лицо. Весь вопрос в том, есть ли у них родственники либо хорошие знакомые, на которых можно положиться. И другой, не менее важный вопрос - денежный. Смогут ли они на те средства, что выделяются им в Мордовии, купить аналогичное жилье в Мичуринске? Здесь риск остаться обеим на улице очень высок.
Второе решение - выписываться из Мордовии и оформлять постоянную прописку в Мичуринске. Но выписать человека в пожилом возрасте "в никуда" не могут. Можно попробовать заключить договор найма с собственником домовладения, в котором она, предположим, будет снимать какую-то комнату, и попросить ее там прописать. Не знаю, как в Мичуринске, но в других городах время от времени появляются объявления с предложением предоставить постоянную прописку. Но, понятное дело, это не бесплатно.

Добавить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent