Винновскую рощу, расположенную в Ульяновске, описал в своем романе "Обрыв" писатель Иван Гончаров. В следующем году здесь готовятся масштабно праздновать его 200-летие. Однако ученые боятся, что показывать высоким гостям рощу будет просто стыдно. Ее от
Фото:Виктория Чернышева
Винновская роща - место в Ульяновске особое. Именно эту зеленую зону описал в своем знаменитом романе "Обрыв" писатель Иван Гончаров. В следующем году в Ульяновске готовятся масштабно праздновать 200-летие именитого симбирянина. Праздник получил статус федерального. Однако ученые боятся, что показывать высоким гостям (которые наверняка прибудут в Ульяновск на гончаровский юбилей) рощу будет просто стыдно. Уникальную зеленую зону отравляют соляркой, обезображивают квадроциклами и каждый год грозятся урезать - слишком уж лакомая здесь земля.
Около двух веков назад Винновка принадлежала дворянскому роду Киндяковых. Хозяева относились к роще, где растут вековые дубы (одному из них, на сегодняшний день более 400 лет), бережно: вплоть до революции, она охранялась конными казаками. Пользоваться родниками (а их здесь, самых известных, три - Сахарный, Лоточек и Княгинин) разрешалось только во времена эпидемий, вызванных некачественной водой из Волги и Свияги, которую пили симбиряне. Прогуляться по зеленой зоне можно было, получив специальное разрешение. Рассказывают, что такой пропуск, в свое время, брал юный Володя Ульянов, прочитавший "Обрыв" и решивший, вместе с одноклассником, пройтись по описанным в романе историческим местам.
А таких мест здесь много. Винновка в романе Гончарова названа Малиновкой. Знаменитый обрыв - крутой спуск к Волге, под которым сегодня горожане загорают на пляже. Один из героев романа - Райский - собирал для Веры цветы в оранжерее Киндяковых, которая стояла на границе рощи.
- Известный политический деятель Сумароков называл это место "русской Швейцарией", - рассказывает кандидат биологических наук Дмитрий Семенов. - Место здесь и правда живописное: роща изрезана оврагами. Здесь проходит самый узкий водораздел между двумя реками - Волгой и Свиягой, текущими в разных направлениях - его ширина всего полтора километра. Со временем, вода подточит его с обеих сторон, и здесь образуется водопад высотой метров в 30. Кстати, в Винновке обнаружены орудия труда человека умелого (на территории бывшего СССР подобные находки были лишь в Грузии).
Живописность места привлекает к роще внимание бизнесменов. Винновка поделена на две части - парковую зону, где находятся кафе, аттракционы, проложены дорожки для прогулок, и особо охраняемую природную территорию. Такой статус роще присвоили в 1961 году, определив площадь в 144 гектара. Сегодня "особо охраняемых" осталось около 100 гектар. По мнению Семенова, в ближайшее время площадь зоны может сократиться до 90 гектар.
- Уже сегодня в буферной зоне парка построили многоэтажный дом, хотя, по идее, делать этого нельзя, - продолжает ученый. - Одна из крупных ульяновских компаний заявляла о намерении возвести на территории рощи гостиничный комплекс. Пока строительных кранов не видно. Но разговоры ведутся.
С другой стороны, рощу урезают жители поселка Винновка, прилегающего прямо к зеленой зоне. Многие владельцы окраинных участков имеют прирезы земли особо охраняемой территории. Тут же, прямо в окружении деревьев, которым много десятков лет, находится огромная свалка. Мусор никто не убирает, о том, чтобы кого-то штрафовали, местные жители не слышали… По дорожкам рощи колесят "гонщики" на квадроциклах, для которых Винновка - отличное место, чтобы продемонстрировать их раллийные навыки.
- Но самое ужасное - это загрязнение рощи нефтепродуктами, - говорит Дмитрий. - На протяжении почти десяти лет из-под земли прямо в ручьи выливается солярка. Заметили это не сразу. Но, увы, сделать уже ничего было нельзя.
Сначала экологи грешили на расположенный рядом моторный завод, затем - на бензозаправку… Но с большой долей вероятности можно сказать, что рощу отравляет железная дорога. В советские времена железнодорожники отчитывались о проделанной работе количеством израсходованной солярки. То, что осталось, просто сливали в землю. А солярка нашла выход - в роще. К тому же, возможно, нефтепродут вытекает из подземных танков - больших цистерн.
Несколько лет в Винновке ставили специальные "ловушки", но эти меры носят, скорее, успокоительный характер. Ситуацию не исправишь. А виновника уже не привлечешь к ответственности - прошел срок давности.
Каждый год в самых живописных местах Винновки становится все тяжелее дышать. Пруды, в которых раньше, вместо холодильника, хранили пойманных на Волге осетров, превратились в смердящее болото. Солярка образует на поверхности воды пленку, которая не пропускает воздух и убивает все живое. Человек, постоявший возле загрязненного болота несколько минут, может получить отравление парами.
Что будет дальше, сколько еще будет выливаться из-под земли солярка - сказать никто не может. Равно, как и вернуть экологическое благополучие уникальной зоне. Ответственных нет - проблемы рощи изредка поднимают энтузиасты, болеющие за нее душой. У местных властей другие проблемы.
Люди, гуляющие по роще, уверены, что к болоту вип-персон, разумеется, не поведут. Покажут самое красивое. А о страшном просто умолчат - уж больно не вписывается в концепцию праздника.
Справка "РГ"
400-летний дуб, растущий в Винновской роще - самый старый живой организм на территории Ульяновска.
В период, когда Винновка принажала Киндяковым, на самых высоких точках были врыты реперные отметки - стальные рельсы с надписью "Демидовский завод". Сейчас их нет - растащили и сдали на металлолом. С помощью этих рельс разбивали рощу на кварталы и смотрели на подвижки грунта - зона здесь оползневая.
Родник Сахарный называется так потому, что вода в нем считалась сладкой, и чай из нее можно было пить без сахара. Название Винновская роща происходит, опять же, от родников: выпить здесь воды считалось, как напиться вина - настолько она была хорошей. А овраг Белый враг получил свое название во время Гражданской войны: в 1918 году здесь погибло около 200 человек - почти весь инструкторский офицерский полк. Тела "беляков" выбросили в овраг.
Рощу в свое время не вырубили потому, что деревья, растущие здесь, не представляют интерес для промышленников. Место влажное, липы, дубы, ольха больны сердцевинной гнилью. Такая древесина не ценится.