Лавров: никакой предопределенности для повторения в Сирии ливийского сценария нет
"Никакой предопределенности для повторения в Сирии ливийского или другого сценария нет. Напротив, есть возможности для мирного ненасильственного преодоления внутрисирийского кризиса", - сказал Лавров в интервью, которое будет опубликовано в среду в "Российской газете". "Для этого оппозицию необходимо настраивать не на радикализм и неуступчивость, а на отстаивание своих требований за столом переговоров, на поиск общенационального согласия в интересах стабилизации обстановки в стране и согласованного продвижения к демократии", - подчеркнул министр. По его словам, "именно на это нацелен проект резолюции, который Россия вместе с Китаем предложила на рассмотрение членов Совета Безопасности ООН". "Альтернатива этому – гражданская война с крайне негативными последствиями как для Сирии, так и для всего региона и мира в целом. Необходимо сделать все возможное, чтобы не допустить такого развития событий", - указал он.
"Россия, а также наши партнеры по БРИКС и ряд других государств заинтересованы в дискуссии /о ситуации в Сирии/ ничуть не меньше, чем западные страны", - заверил министр. "Сирия представляет собой, как мы часто повторяем, "краеугольный камень ближневосточной архитектуры", от которой во многом зависит сохранение мира и безопасности в ближневосточном регионе, - продолжил глава российского МИД. - Поэтому неудивительно, что ситуация в Сирии будет одной из основных тем для обсуждения /на сессии Генассамблеи ООН/".
Отдельно Лавров остановился на проблеме диалога между действующим сирийским руководством и западными странами: "Тезис о том, что сирийскому лидеру Башару Асаду не удается найти общий язык с оппозицией, представляется не вполне корректным". "Почему эта задача должна возлагаться только на одну сторону? Считаем, что и оппозиция должна нести ответственность за обеспечение мирного будущего и процветания своей страны. Это, если угодно, ее национальный долг, - заявил Лавров. - Безответственно игнорировать приглашение к диалогу, отметать пусть запоздалые, но все же конкретные шаги Башара Асада по реформе законодательства о партиях, выборах, местном самоуправлении".
"Линия на бойкот призывов к диалогу в расчете на то, что "Запад нам поможет", как в Ливии, ни к чему хорошему не приведет, - уверен глава МИД РФ. - Надо понимать, что население страны расколото. Одна его часть требует немедленной смены власти и реформ, другая же предпочитает путь поэтапных перемен, считая, что они должны осуществляться при сохранении в стране гражданского мира и спокойствия".
"Оптимальный путь выхода из кризиса – налаживание политического процесса с участием власти и всех сил, отвергающих насилие как средство достижения политических целей", - посоветовал руководитель российской дипломатии.
По его оценке, "в свете известных событий в Тунисе, Египте, а затем и в других странах регион Ближнего Востока и Северной Африки с начала 2011 года переживает период кардинальной трансформации". "Суть происходящего – смена режимов и устоев, которые сформировались еще со времен обретения народами этих стран независимости, стремление народных масс к большей демократии, повышению уровня жизни и благосостояния, получению беспрепятственного доступа к универсальным правам человека", - полагает он.
В Москве считают, что "эти процессы будут протекать непросто, а развитие событий будет отнюдь не прямолинейным, чему уже есть многочисленные подтверждения, несомненно, что происходящие изменения будут иметь далеко идущие последствия, и в результате облик этого региона станет совсем иным".
"Мы с симпатией относимся к чаяниям арабских народов, их желанию жить лучше и верим, что они сами могут и должны определять свою судьбу, - отметил министр. - Поэтому принципиально выступаем против вмешательства во внутренние дела, навязывания извне готовых рецептов и сценариев развития. Важно, чтобы концепции демократических реформ генерировались самими народами Ближнего Востока и Северной Африки при уважении к их цивилизационным традициям со стороны внешних игроков".
"Наш коренной интерес – видеть ближневосточные государства стабильными, процветающими и развивающимися по демократическому пути. В нынешних условиях основной задачей международного сообщества должно стать содействие преобразованиям на Ближнем Востоке, устранению исходящих из данного региона вызовов для международной стабильности и безопасности, урегулированию застарелых конфликтов", - заявил Лавров.
"Россия, с учетом ее тесных исторических связей с регионом, к такой работе готова, - заверил он. - Будем продолжать выстраивать наши отношения со странами Ближнего Востока и Северной Африки на основе взаимного уважения и обоюдовыгодного сотрудничества. Фундамент у этих отношений прочный. В его основе – многие десятилетия взаимных дружеских чувств народов, а не сиюминутная конъюнктура".