Исламисты в Тунисе приходят к власти, в Ливии - претендуют на посты в правительстве, в Египте - готовятся к победе на выборах
"Исторические" выборы в Национальную учредительную ассамблею", как в Тунисе назвали прошедшие в воскресенье первые после революции парламентские выборы, предопределили серьезные шансы ранее запрещенного в стране исламистского движения "Ан-Нахда" /"Возрождение"/ на активное участие в законодательном органе страны. По предварительным данным, исламисты уверенно лидируют и могут получить более половины депутатских мандатов. Официальные итоги выборов должны быть обнародованы уже сегодня.
В Ливии наблюдается та же тенденция - исламисты претендуют на ключевые посты в правительстве. Как считают наблюдатели, именно их наиболее вероятное участие в будущем кабинете министров и предопределили отставку главы Исполкома Переходного национального совета /ПНС/ Махмуда Джибриля. Первоначально планировалось, что именно он будет формировать кабинет. Однако это противоречило планам "Высшего совета по защите революции" в Триполи, в который вошли, главным образом, сторонники вооруженных групп исламистов во главе с Абдель Хакимом Бельхаджем. Последний сразу дал понять, что исламисты намерены потребовать львиную долю мест в будущем исполнительном органе власти и высказался в пользу отставки Джибриля и его команды, которая состоит из технократов, перешедших на сторону ПНС и тесно взаимодействующих с Лондоном и Парижем.
Тем временем, главе ПНС Мустафе Абдель Джалилю уже пришлось оправдываться за свои же заявления о том, что Ливия будет жить по шариату, которое ляжет в основу законодательства страны. Несмотря на то, что исламское право как таковое прописано в конституциях практически всех арабских государств, включая и наиболее умеренные, к коим еще недавно причисляли Египет, слова Абдель Джалиля напугали многих в Европе, с нетерпением ждущих от Ливии соблюдения прав человека и других общих западных либеральных ценностей. Как заявил глава ПНС, ливийцы будут жить по шариату, однако останутся умеренными мусульманами. "Хочу заверить мировое сообщество в том, что мы ливийцы - мусульмане, и мусульмане умеренные, - сказал он. "Как мусульмане мы уважаем нормы ислама, которые не представляют угрозы для какой-либо политической партии или фракции. И шариат должен стать источником законодательства", - указал он, подчеркнув при этом, что это не означает отмену всех прежних законов.
В Египте, тем временем, накануне завершилась регистрация кандидатов на парламентских выборах, которые начнутся 28 ноября. По данным центризбиркома, на 498 мест в Народном собрании претендуют более 10 тыс человек, причем, по аналогии с Тунисом, наиболее активно рвется во власть запрещенная много лет ассоциация "Братья-мусульмане", чья партия уже успела переругаться почти со всеми умеренными и не очень фракциями, включая салафитов /последователей одного из наиболее радикальных течений ислама, придерживающегося чистоты религии/, которые тоже хотят решать судьбу страны.