Археологи нашли следы ритуальной борьбы майя с засухами
Археологи нашли в Белизе храм и сенот (заполненную водой пещеру), где майя во время засух приносили жертвы богу дождя. О новом свидетельстве «культа засухи» у индейцев сообщается в журнале Cambridge Archaeological Journal, а коротко об исследовании рассказал Red Orbit.
До 660 года на полуострове Юкатан шли обильные дожди, что привело к бурному росту урожайности, населения, подъему цивилизации майя. Однако участившиеся засухи обрушили сельское хозяйство, и это повлекло за собой военный и политический кризис — около 800 года города майя оказались заброшенными.
Археологи во главе с Лизой Люцеро (Lisa Lucero) из Университета Иллинойса ведут раскопки в местечке Кара Бланка уже четыре года. Они обнаружили там храм и сенот — естественный колодец, образованный при обрушении сводов известняковых пещер, в которых протекают подземные воды. Ученые обратили внимание, что в самых глубоких и ранних слоях следов жертвоприношений немного, зато потом их становится больше. Скорее всего, с усилением засух майя приносили все более щедрые жертвы богу дождя Чаку.
Найденные на дне колодца человеческие кости, по мнению некоторых участников исследования, являются свидетельством ритуальных жертвоприношений при «культе засухи». Другие археологи полагают, что сенот был местом захоронений для элиты.
Археологи отметили странную практику: стены храма строили в том числе из известкового туфа, взятого из пещеры, а в украшении пола майя использовали черепки, зубы и когти животных, поднятые со дна колодца. Это первый известный науке пример использования объектов из ритуальных бассейнов в храмовой архитектуре.