Массовые вымирания в истории Земли объяснили дефицитом минералов

Недостаток ключевых микроэлементов в океанах планеты является важной и ранее неизвестной причиной массовых вымираний — глобальных катастроф в истории Земли, сопровождавшихся исчезновением тысяч видов. Статья с этой гипотезой опубликована в журнале Gondwana Research, а коротко о ней сообщает New Scientist.

В истории Земли известны пять массовых вымираний: ордовикско-силурийское, девонское, пермское, или великое, триасовое и мел-палеогеновое. Последнее (погубившее динозавров), а также великое обычно объясняют катастрофами абиотического характера: падением чиксулубского метеорита и мощными извержениями вулканов. Однако у остальных трех такой очевидной катастрофической причины нет.

Массовые вымирания в истории Земли объяснили дефицитом минералов
Великого вымирания не было
Российские палеонтологи отменили окончившую палеозой катастрофу

Джон Лонг (John Long) из австралийского Университета Флиндерса обратил внимание, что периоды высокой концентрации микроэлементов (цинка, меди, марганца и селена) в морской воде совпадают с эпохами высокого биоразнообразия — кембрийским взрывом, например. Более того, дефицит этих элементов совпадает с массовыми вымираниями. Так, содержание селена в морской воде падало (на два порядка по сравнению с нынешним уровнем) как раз в конце ордовика, девона и триаса. Селена стало меньше, чем требуется для выживания океанической фауны, считают ученые.

Остается неясным, от чего зависит колебания в содержании микроэлементов в морской воде. Одна из теорий указывает на концентрацию кислорода в атмосфере: чем больше этого, тем больше минералов окисляется на суше и затем попадает в океан. Дефицит кислорода, соответственно, дает обратные результаты. Или же главным фактором является тектоническая активность: чем более интенсивно сдвигаются тектонические плиты, тем больше богатых минералами отложений попадает в океан, и наоборот.

Новую гипотезу нелегко будет проверить: обычно истощение запасов селена начиналось за несколько миллионов лет до массовых вымираний. Точную хронологию этих катастрофических событий ученым еще предстоит установить.