Подледный океан Европы оказался еще более пригодным для жизни

Планетологи из Колумбийского и Брауновского университетов в США показали, что подледный океан Европы (одного из спутников Юпитера) может быть намного теплее, чем считалось ранее. Исследование опубликовано в журнале Earth and Planetary Science Letters, кратко о нем сообщается на сайте Брауновского университета.

Ученые в лаборатории провели эксперименты, имитирующие приливную диссипацию во льдах Европы, скрывающих под собой океан. Под приливной диссипацией понимается рассеяние энергии вследствие возникновения механических напряжений в недрах спутника, вызванных гравитационным взаимодействием Европы и Юпитера. Это приводит к высвобождению тепла, которое идет на нагрев подповерхностного водяного океана, в котором, по мнению ученых, не исключено существование жизни.

Эксперимент ученых предполагал создание периодических нагрузок, аналогичных действующим на Европе, на специальным образом подготовленный ледяной образец. Планетологи измеряли временное запаздывание между снятием нагрузки и возникновением деформации, которое использовали для расчета выделяющегося при этом тепла.

Существующие подходы к моделированию (использующие вязкоупругую модель Максвелла) показывают, что большая часть тепла должна выделяться в результате трения поверхностей частиц льда друг с другом, что означает, что количество высвобождающейся энергии зависит от размеров частиц. Между тем, опыты планетологов показали, что размеры частиц льда не влияют не тепловыделение образца.

Подледный океан Европы оказался еще более пригодным для жизни Европа Изображение: NASA/JPL

Главный вывод исследования заключается в том, что большая часть тепла выделяется на дислокациях (линейных дефектах) кристаллической решетки льда. Они создают больше тепла, чем взаимодействие поверхностей частиц льда. Это означает, что в результате приливной диссипации во льдах Европы выделяется на порядок больше тепла, чем думали ученые ранее.

Данные, полученные в период с декабря 1995 года по сентябрь 2003 года станцией Galileo, свидетельствуют о том, что под ледяной поверхностью Европы может скрываться подледный океан или слой вязкого льда. Соленой воды под поверхностью спутника Юпитера может оказаться в два раза больше, чем в Мировом океане на Земле. Телескоп Hubble в 2012 году на Европе зафиксировал водяные гейзеры.

Европа является одним из основных кандидатов на источник внеземной жизни в Солнечной системе. Организмы, возможно обитающие на спутнике Юпитера, могут быть похожими на земных экстремофилов. Если на Европе океан слишком соленый, то жить в нем могут существа, напоминающие галофилов. Если животные обитают около гидротермальных источников, то они могут походить на земных глубоководных черных курильщиков. Не исключено, что жизнь, в случае ее обнаружения на Европе, не будет иметь земных аналогов.