Объяснена уникальность человеческой слюны

Слюна человека превратилась в вязкую жидкость, способную «ловить» и убивать микробов, благодаря небольшим мутациям в одном-единственном гене. Об этом узнали американские и греческие ученые, авторы статьи в журнале Scientific Reports. Коротко об открытии сообщает Popular Science.

Исследователи работали с геном MUC7 — он кодирует один из белков в слюне. Некоторые участки ДНК в MUC7 повторяются: ученые хотели понять, как эти тандемные дупликации помогли приматам получить слюну современного типа. Оказалось, что только у этой группы животных развилась фрагмент MUC7, отвечающий за противогрибковые белки — видимо, на определенном этапе эволюции приматам угрожали ядовитые грибы.

У Homo sapiens нашли пять-шесть тандемных дупликаций на MUC7, у горилл — четыре-пять, у орангутанов — шесть-семь, у верветок — 11-12. По всей видимости, небольшие различия отвечают за вязкость и за антимикробные свойства слюны различных видов.

Ученые отмечают, что такое разнообразие тандемных дупликаций у родственных видов является очень редким явлением. У приматов оно стало «топливом для быстрой эволюции», пишут авторы статьи. Ген MUC7 менялся у разных видов в зависимости от того, с какими микробами сталкивались их представители. Зоологи подозревают, что следы быстрого приспособления приматов к меняющейся среде обитания можно найти и в других генах.

В июне 2016 года биологи выяснили, каким образом хамелеонам удается удерживать добычу, приклеивающуюся к их длинному языку. Главным секретом охотничьей тактики ящериц оказалась густота их слюны: та в 400 раз гуще человеческой, что повышает способность жидкости удерживать две поверхности (это свойство называется вязкостная адгезия).