Ученые МГУ объяснили живучесть вирусов

Ученые МГУ совместно с российскими коллегами изучил способы поддержания жизнеспособности РНК-содержащих вирусов и механизмы, которые позволяют им избавляться от нежелательных мутаций. Исследование опубликовано в журнале Microbiology and Molecular Biology Reviews. Об этом сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию «Ленты.ру».

Работа ученых представляет собой обзор исследований, посвященных консервативности и изменчивости геномов вирусов, хранящих свой генетический материал в виде молекул РНК. Авторы попытались сопоставить ранее разрозненные факты и сформулировать общие закономерности, объясняющие устойчивость геномов и одновременно их способность быстро изменяться и закреплять полезные мутации.

Сосуществование групп вирусов с различающимися геномами помогает выжить популяции в целом: при резком изменении условий (например, когда вырабатывается иммунитет или человек начинает принимать противовирусные препараты) выживут вирусы, случайно уже имеющие нужные признаки. Таким образом, популяция слабых (то есть плохо приспособленных к нынешним условиям) вирусов имеет хорошие шансы выжить, если условия резко изменятся.

Устойчивость геномов такова, что они остаются практически идентичными даже у вирусов, которые выращивались в течении 30 лет в разных странах. Если в геноме все же произошли нежелательные изменения, то у вируса есть два способа вернуть жизнеспособность на прежний уровень. Первый — «починить» поврежденный элемент, второй — изменить другой участок так, чтобы компенсировать нарушение. Результаты работы этих механизмов закрепляются в ходе естественного отбора.