Ученые близки к разгадке природы свечения Байкала

ИРКУТСК, 30 мая. /Корр. ИТАР-ТАСС Екатерина Слабковская/. Новые данные о природе уникального явления – свечения вод озера Байкал – получили ученые Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета /НИ ИрГТУ/.

Как сообщает пресс-служба университета, впервые это явление было обнаружено в 1982 году. Тогда выяснилось, что свечение водной среды наблюдается в любой точке уникального озера, на всех глубинах и на разном удалении от берега. "Предполагается, что это обусловлено химическими реакциями, которые проходят в воде с участием кислорода, а другими агентами, скорее всего, являются органические вещества. Это так называемая хемилюминесценция - возникновение излучения вследствие образования продуктов химических реакций в возбужденном состоянии", - сказал "первооткрыватель" байкальского свечения, ведущий специалист отдела лазерной физики и нанотехнологий Физико- технического института НИ ИрГТУ Виктор Добрынин.

В последние годы для учения люминесценции Байкала специалисты используют специально созданные фотометр / позволяет измерять интенсивность свечения проб воды и её изменение во времени/ и глубоководный зондирующий счётчик фотонов, в 100 раз превышающий чувствительность аналогичных приборов предыдущего поколения. Они позволили сделать любопытные наблюдения. "Так, с осени 2011 по январь 2012 года произошло падение интенсивности свечения почти в 100 раз, а с января начался рост. Получается так, что жизнь как бы замирает к середине зимы, а потом возрождается. Причем точка минимума интенсивности свечения воды приходится на 19 января 2012 года - Крещение", - отметил Добрынин. Кроме того, ученые установили, что необратимо гасит байкальское свечение ультразвук.

Как подчеркивают исследователи, эта работа ценна тем, что позволяет предложить новый метод мониторинга качества воды, в котором свечение служило бы своеобразным индикатором состояния природной среды. Первую станцию для получения экспресс-информации о качестве воды по её свечению предлагается поставить на истоке Ангары.