Куба в ожидании новой революции, на этот раз в сфере недвижимости
Кубинская община - самая обеспеченная среди всех латиноамериканских общин в США. И достаточно многочисленная, по сведениям из разных источников, в Соединенных Штатах - главным образом во Флориде - живет почти 2 миллиона выходцев с Кубы. Большинство из них не забывает о своих родственниках, живущих на Острове Свободы, регулярно помогает им деньгами и посылками, время от времени навещает их /не стоит забывать, что Кубу от Флориды отделяет пролив шириной всего-навсего в 90 морских миль/.
Нет никаких сомнений в том, что "американские кубинцы" воспримут на ура закон, разрешающий продажу недвижимости на Кубе. По сути дела, только у них есть реальные деньги, которые можно будет вложить в дома и квартиры. Среди "островных" кубинцев богатых людей нет по определению, если не считать горстки всемирно известных музыкантов, художников и писателей. Местные зарплаты не позволяют людям делать накопления, которых хватило бы на покупку, например, двухэтажной виллы на пляже под Гаваной. А вот у майамских кубинцев деньги есть, причем немалые. Вложить их в недвижимость на исторической родине многим из них наверняка представляется крайне выгодным бизнесом с учетом того, что цены на жилье поначалу наверняка будут минимальными.
Мало того, не будет особенным сюрпризом, если со временем выяснится, что уже сейчас "майамские кубинцы" фактически владеют немалым числом объектов недвижимости на Кубе. После того, как на Острове Свободы началось строительство социализма, продажа жилья была запрещена, но осталась весьма привлекательная лазейка - обмен. Его на Кубе никто никогда не запрещал, и это позволяло кубинцам творить чудеса, иной раз перебираясь из полуразвалившейся халупы на окраине Гаваны в прекрасный каменный особняк где-нибудь в Мирамаре или Сибонее - столичных районах, где до революции жили исключительно процветающие буржуа.
Как им это удавалось? Рецепт простой: обмен с доплатой. При этом доплата, конечно, не только не декларировалась, но и не афишировалась. Всегда можно было найти надежного маклера, который не только подыщет нужный вариант обмена, но и возьмет на себя посреднические услуги по определению объема доплаты и осуществлению щекотливой операции по передаче денег из одних рук в другие. Если закон о свободной купле-продаже жилья действительно будет принят, то представители этой профессии выйдут из тени, превратившись из подпольных маклеров в совершенно официальных риелторов.
Конечно, все не так просто, как кажется на первый взгляд. Соединенные Штаты уже полвека сохраняют режим экономического эмбарго в отношении Кубы и не позволяют своим гражданам осуществлять капиталовложения на острове. "Майамские" кубинцы могут присылать своим родственникам на Кубе только строго оговоренные суммы за определенный период времени. Но что мешает им переводить свои деньги, например, на Багамы, а уже оттуда на Кубу? И купить дом, который будет оформлен на одного из ближайших родственников? Как знать, а вдруг не завтра, так послезавтра очередной хозяин Белого дома наконец-то поймет, что экономическая блокада Кубы - это беспросветная тупость и раз и навсегда отменит надоевшее всем эмбарго? Тогда можно будет на вполне законных основаниях закончить дни в окружении родных и близких, проживая на свою американскую пенсию где-нибудь в Гаване, Сьенфуэгосе или Пинар-дель-Рио.
Судя по публикациям в выходящей в Майами испаноязычной газете "Нуэво херальд", многие кубиноамериканцы с нескрываемым воодушевлением восприняли новость о том, что в скором времени на их исторической родине будет возрожден институт купли-продажи недвижимости. Людям с деловой сметкой - а именно таких особенно много среди кубиноамериканцев - новый закон откроет большие перспективы. Самое интересное, что сами кубинцы, даже не дожидаясь принятия нового закона, уже вовсю размещают в интернете объявления о продаже недвижимости. Пример? Пожалуйста: "Продаю в Гаване двухэтажный дом, имеющий 3 спальни, 2 ванных комнаты, гостиную, столовую, гараж плюс крытое парковочное место, две террасы и патио с крытым баром. Дом в идеальном состоянии. Все бумаги в порядке. Цена - 45 тысяч кубинских конвертируемых песо". В переводе на доллары - 50 тысяч.