Межрегиональный форум "Франчайзинг - новый путь развития", прошедший в Ярославле, позволил предпринимателям регионов ЦФО примерить на себя возможности иного бизнеса. В числе организаторов форума значилось и правительство Ярославской области, ко
Даже расположение товаров в магазинах, открытых по франчайзинговым схемам, как правило, схематично. Фото: Владимир Смирнов
Межрегиональный форум "Франчайзинг - новый путь развития", прошедший в Ярославле, позволил представителям малого и среднего предпринимательства четырех регионов ЦФО примерить на себя возможности иного бизнеса.
Эксперты из различных организаций, связанных с франчайзингом, рассказали о плюсах и минусах этой формы партнерства. Предприниматели могли пообщаться с представителями 43 компаний-франчайзеров, получить информацию об условиях сотрудничества и даже размяться на бизнес-тренинге. Банкиры предложили им заходить за кредитами, а чиновники рассказали о господдержке малого и среднего бизнеса.
Чист и прозрачен
В числе организаторов форума значилось правительство Ярославской области. Представителям власти развитие франчайзинга в регионе интересно по нескольким причинам. Уплата налогов не была названа первой, но понятно, что пополнение бюджета области - выгода очевидная. Поскольку франчайзеры требуют от своих партнеров полной прозрачности в экономике (иначе бизнес такого рода не построить), нет сомнений, что копеечка потечет и в казну. Новые предприятия - это и новые рабочие места. А еще чиновники надеются, что распространение бизнеса по франчайзингу пойдет в тех сферах, которые сейчас недостаточно освоены, в частности в секторе В2В.
- Нам в области нужен сервис для предприятий, рынок услуг. Руководители предприятий говорили мне: с удовольствием вывели бы на аутсорсинг многие процессы, но нет компаний, которые взяли бы это на себя, - отметил замгубернатора Игорь Елфимов. Говоря о намерении содействовать развитию малого и среднего бизнеса в регионе, представители власти рассматривают франчайзинг как один из наиболее прямых путей к цели, поскольку он предлагает обкатанные бизнес-модели.
В международной практике из 100 стартапов в течение первых трех лет выживают только 15, во франчайзинге остаются 85
Идею того, что франчайзинг стимулирует бизнес, поддерживают и специалисты.
- Учитывая небольшой опыт всего нашего российского предпринимательства, насчитывающий не более 15-20 лет, и в целом недостаточную общую подготовку бизнес-среды, вряд ли можно утверждать, что мы можем в короткие сроки с нуля вырастить широкий класс бизнесменов. Международная практика такова: из 100 стартапов в течение первых трех лет выживают только 15. Во франчайзинге из ста остаются 85, - говорит исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) Юрий Михайличенко. - Этот метод широко распространен во всем мире благодаря своей стабильности, быстрой окупаемости и возможности быть независимым бизнесменом под известным брендом. Поэтому, если мы хотим активизировать предпринимательство и быстро создать большое количество качественных рабочих мест, нужно идти по уже накатанной схеме.
Цена вопроса
Покупая успешную франшизу, предприниматель получает алгоритм ведения работающего, проверенного бизнеса и много чего еще - в зависимости от сферы деятельности. При этом экономит время и нервы на запуск стартапа, да и вообще - ему не приходится на каждом этапе развития изобретать велосипед, поскольку хороший франчайзер ведет своего партнера-франчайзи постоянно: контролируя, подсказывая, исправляя ошибки. Кому-то такая опека может показаться чрезмерной, но это один из факторов, обеспечивающих рост бизнеса. В некоторых сферах контакты необходимы из-за специфики работы.
- Мы со своими подопечными общаемся ежедневно, - уверяет Наталья Позднякова, представляющая франшизу "Лечу". Дело в том, что инвесторы, открывающие под этим брендом медицинские центры, как правило, к врачеванию отношения не имеют, им трудно даже оценить квалификацию нанимаемого персонала. Правильно организованный процесс взаимодействия позволяет в данной концепции вести бизнес независимо от собственной специальности: из 42 точек "Лечу" 23 открыты по франшизе.
Первый вопрос потенциального франчайзи после выбора бренда: каких инвестиций требует проект?
- Средняя стоимость по наиболее известным концепциям - около 300 тысяч долларов, то есть почти девять миллионов рублей, - отвечает Юрий Михайличенко. - Есть и недорогие, они стоят от полутора до двух-трех миллионов рублей и вполне по карману нынешним молодым предпринимателям. Во франчайзинге важна не стоимость концепции, а окупаемость. Потому что, если концепция хорошая, банки ее охотно прокредитуют, она быстро окупится, позволит получить хорошую школу бизнеса и необходимые знания для дальнейшего развития.
Предприниматели, с которыми удалось поговорить на форуме, не сочли девять миллионов подходящей ценой для малого бизнеса и все больше присматривались к трехмиллионным проектам. Елена М., владелица небольшой парикмахерской, искала что-нибудь, не требующее значительных площадей:
- Если помещение свое, бизнес вести можно, но если арендованное - вся прибыль уйдет на оплату. Поэтому ищу предложения, где помещение до ста квадратных метров и инвестиции средние. Если бы у меня было девять миллионов, мне франшиза не понадобилась бы.
Елену заинтересовала концепция детского развивающего центра. В минимальном варианте для нее хватит помещения в 80 квадратов и полутора миллионов инвестиций. Персонал - несколько педагогов, которых в любом регионе вузы производят с избытком.
Партнер - компонент репутации
Кстати, беседовать с франчайзерами - одно удовольствие: огонек в глазах, о своей франшизе говорят словно о первой любви. Всякое дело выглядит привлекательным, хочется тут же начать, на языке так и вертится: пусть меня научат. Но легкость вхождения в бизнес - кажущаяся, наличие денег тут не главное. Опытный франчайзер не продает франшизу только потому, что на нее есть покупатель.
- Не каждый франчайзер хочет выходить на ту или иную территорию. Он изучает среду, понимает, есть ли здесь его потребитель, будет ли объект приносить прибыль. Если предприятие разорится, франчайзер рискует потерять репутацию, ведь это мгновенно становится всем известно. А значит, в дальнейшем будет меньше желающих купить его франшизу, - отмечает директор школы профессионального франчайзинга Инга Рыкова.
Поскольку победа и поражение во франчайзинге общие, партнера франчайзер выбирает так же скрупулезно.
- Главное - желание использовать наш опыт, наши наработки. Когда партнер приходит с намерением обойти правила, сделать все по-своему - из этого ничего не получается, - убежден Геннадий Кочетков, признанный эксперт среди специалистов по франчайзингу. Прежде чем передать права на работу под своим брендом, специалисты компании выезжают на место, оценивают его потенциал: - Мы изучаем потребность в нашей услуге в конкретной точке. И даем франшизу не вообще, а на этот адрес.
В итоге сеть маленьких ресторанов быстрого питания Геннадия Кочеткова показывает столь же быстрый рост: в 2009 году в России их было 82, в 2010-м -167, сейчас - 215 действующих и 70 в процессе строительства. Примерно половина расположена в провинции. Филиалов нет, все открыты по франшизе.
Успешный франчайзер зарабатывает не на продаже концепции, а на периодических платежах. Высокий роялти в сочетании с умеренным единовременным вознаграждением, паушальным взносом, - один из показателей того, что "старший брат" заинтересован в процветании своего франчайзи и будет опекать его как родного, говорят специалисты.
Кризис 2008 года, конечно, внес в этот бизнес поправки, но в последние два года специалисты отмечают оживление и прогнозируют серьезный рост предприятий франчайзинга.
- Большая выгода в том, чтобы не рожать свою идею (хотя россияне - люди творческие, они это могут), - говорит руководитель тренингового центра из Германии Аня Пабст. - Я считаю, в России очень большой потенциал, выше, чем в Европе. Там застой, там нет такой динамики в развитии.
Она и сама франчайзи крупной международной тренинговой компании, так что имеет представление о всех аспектах франчайзинга, особенно личностных. Сейчас Аня живет в Москве, много общается с нашими бизнесменами.
- Здесь мне в людях не хватает планированности, а в связи с этим отчасти и целеустремленности. Мне друзья говорят: Аня, ты спрашиваешь меня, чем я буду заниматься в июле, когда я не знаю, что буду делать завтра! И вот это надо менять, если человек хочет начать собственный бизнес. Если взять моего наставника, основателя нашей компании, то его прабабушка и прадедушка были предпринимателями, у него это в крови. А в России бизнес слишком молод, людям надо развивать предпринимательские навыки.
Пустышка по Интернету
Специалисты говорили и о подводных камнях франчайзинга. Начать с того, что само это понятие в нашем законодательстве не закреплено, поэтому потенциальному франчайзи рекомендуется внимательно читать предлагаемый договор и просчитывать все его последствия. Франчайзер, который постоянно вникает в проблемы партнера, - это хороший "старший брат", но есть и нерадивые. Продав франшизу, они не особенно пекутся о том, как там у партнеров на местах идут дела, главное - в срок получить роялти. Если в договоре не прописано четко, по каким поводам и в каком виде франчайзи имеет право получить консультацию, велика вероятность, что проблемы придется разгребать самому.
Некоторые франчайзеры работают с незарегистрированным товарным знаком. Причем заключают с партнерами договоры о сотрудничестве, но при этом ни за что не отвечают, исключительных прав на знак не имеют. Кроме того, есть и вовсе пустые проекты.
- Сейчас появляются случаи, когда предлагают какой-то бренд, но за ним ничего нет. Есть идея, пара бумажек, каких-то инструкций, но формат не отработан на пилотном объекте, его вообще нет. И люди, особенно в дальней части России, иногда покупают такое по Интернету. Платят немного, пусть пять тысяч долларов или евро, и наивно считают, что у них пойдет бизнес, - рассказала Инга Рыкова. Как не попасть на удочку? Как в любом другом деле: не позволять себе быть излишне доверчивыми.