Итальянцы начали финансирование строительства термоядерного реактора "Игнитор"
"Речь идёт о создании термоядерного токамака для зажигания термоядерной реакции с плотной высокотемпературной плазмой, - рассказал он. - Разработчиком и инициатором проекта является итальянский профессор Бруно Копи. Но это - паритетный проект. Проект «Игнитор» поддержали и у нас в России. Мы будем в него вкладывать столько же, сколько и итальянцы".
"Итальянцы настолько заинтересованы в "Игниторе", что уже начали финансирование этого проекта, не дожидаясь подписания межправительственного соглашения, - подчеркнул Субботин. - И тот факт, что они не отказались от проекта даже во время экономического кризиса, говорит о его важности и мировом признании наших учёных".
Токамаками занимается весь мир, сказал физик. И развиваются они по двум направлениям – так называемые адиабатические токамаки /проект ITER, что возводится сейчас во Франции усилиями 8 стран, в том числе и России/ и токамаки с омическим нагревом. Последние требуют сверхсильных магнитных полей. Раньше технологии создания их не существовало, но сейчас такая возможность появилась. И как раз в проекте "Игнитор" её пытаются реализовать, подчеркнул Михаил Субботин.
Преимущества России в том, что у нас есть уникальная энергетическая площадка, которая позволяет реализовать инженерную инфраструктуру под этот токамак, добавил он. "Таким образом складывается некая кооперация: итальянцы предлагают проект токамака и его производство, а мы со своей стороны вкладываемся инженерной и диагностической инфраструктурой, а также предоставляем площадку для размещения токамака. Её особенность в структуре энергосетей и возможности обслуживать. Именно в районе Троицка вполне реально без просадки снять в течение короткого времени требуемое напряжение. Там есть для этого всё необходимое, включая соответствующий персонал и инфраструктуру", - рассказал Субботин.
Предполагается, что сборка и подготовка площадки для производства самого "Игнитора", подготовка российской площадки для его размещения, сборка и тестирование должно завершиться к 2016-2017 годам. С этого момента начнётся отсчет 10 лет исследований на этом токамаке.
Всего же финансирование из-за рубежа получили уже три из шести предложенных Россией проекта класса "Мега-наука". Кроме "Игнитора" от "Росатома" стоимостью 16 млрд рублей это также высокопоточный пучковый исследовательский реактор ПИК, спроектированный в НИЦ "Курчатовский институт" /бюджет проекта - 15 млрд рублей/, а также комплекс сверхпроводящих колец на встречных пучках тяжёлых ионов NICA Объединенного института ядерной физики /15 млрд рублей/.
"Проект ПИК поддерживает Германия, уже выделившая оборудование на сумму около 29 млн евро. Италия, несмотря на свои финансовые проблемы, хочет развивать научный потенциал и заложила в бюджет порядка 80 млн евро на поддержку проекта "Игнитор". Проект NICA поддержал Объединенный институт ядерных исследований, также готовность подкрепить интерес финансово проявляет ЮАР и что- то выделят страны СНГ", - сообщил директор департамента международной интеграции Минобрнауки Игорь Проценко.
По мнению директора НИЦ "Курчатовский институт" Михаила Ковальчука, такой результат закономерен. В последние два десятилетия, отметил он, несмотря на нелёгкие для отечественной науки времена, российские учёные и разработки были очень востребованы в крупнейших ядерных проектах, и наша страна "превратилась в дом интеллектуальной моды". Россия, по словам Ковальчука, внесла огромный вклад в международную большую науку, и теперь настало время "обратить внимание на внутренние проблемы и создать меганауку внутри страны".
По его мнению, очень большие перспективы открывают решения проведённой в этому году правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям в Дубне. "Было сказано, что государство инвестирует значительные средства на создание мегаустановок национального базирования, - отметил Ковальчук. - То есть речь идёт о строительстве коллайдеров, ускорителей на территории России. Это колоссальная вещь, это большие перспективы для отечественной науки, хотя проекты и будут международными. Но это и к лучшему, ибо ещё больше укрепит авторитет российской науки".
"В глобальном смысле мы начинаем возвращаться к тем позициям, которые занимали в мировой науке в советские времена, но на качественно новом уровне", - подчеркнул директор НИЦ КИ.