Компании, которые могли бы обслуживать Штокманское месторождение, - в основном предприятия Мурманской и Архангельской областей. Именно они претендуют на роль контрагентов в медицинском обслуживании, инжиниринговом и технологическом сопровождении, поставк
Строительство платформы "Приразломная" стало удачным началом большого проекта освоения месторождения.
Руководители компании "Штокман Девелопмент АГ" подпитывают надежды промышленников двух северных областей России на лидерство в реализации грандиозного проекта.
Раскадровка
Архангельск стал первым городом в турне представителей компании по северо-западным регионам России, за ним последовали Мурманск и Санкт-Петербург. В столице Поморья речь шла об участии федерального вуза в специальной программе подготовки персонала для Штокмана. В подписанном соглашении отмечено, что стороны намерены осуществить совместную разработку и согласование программ обучения, основываясь на требованиях компании и учитывая специфику проекта. Подготовка кадров будет производиться в трех регионах: Архангельской области, Мурманске и НАО. Возможно, что к ним подключится и Ленинградская область. Планируется, что общая численность персонала на различных этапах реализации проекта будет варьироваться от 400 до 2500 человек при единовременном нахождении на объекте.
По заверению руководителей компании, в настоящее время перед компанией - оператором проекта стоит задача постепенно отказываться от норвежских и французских инженеров и наполнять кадровый состав проекта российскими специалистами.
А вот станет ли базой для медицинского обслуживания персонала Штокмана Мурманск или Архангельск - ответа на этот вопрос в компании пока нет. С одной стороны, более близкое расположение больниц и поликлиник Мурманска, с другой - высокий статус и профессионализм врачей медучреждений Архангельска.
- Скорее всего, мы заключим несколько контрактов в этой сфере с разными центрами, - говорят в компании.
Помощь из-за границы
Более размытым получился разговор с представителями региональной ассоциации поставщиков "Созвездие". Как заверил вице-президент компании "Штокман Девелопмент АГ" по ТЭО и координации со II и III фазами проекта Кирилл Молодцов, сейчас компания движется к инвестиционному решению. В нем будет отражено и строительство завода по сжижению природного газа, и строительство подводного добычного комплекса. В итоге должна быть сформирована контрактная база по освоению морской и береговой частей проекта. Ее примут в июне 2011 года. А в сентябре компания должна представить официальное консолидированное решение по освоению месторождения.
- Скоро мы получим полностью структурированный проект. В нем будет место для многих контрагентов, - говорит Молодцов.
Компании, которые могли бы обслуживать Штокманское месторождение, - это в основном предприятия Мурманской и Архангельской областей. Именно они претендуют на роль контрагентов в медицинском обслуживании, инжиниринговом и технологическом сопровождении, поставке оборудования и конструкций различной сложности.
Компании региона не в состоянии обеспечить объем работ по тендерам, связанным с освоением Штокмана
Такие возможности есть у судостроительных оборонных предприятий Северодвинска, которые могут строить платформы для разработки шельфовых месторождений, суда, понтоны, баржи и другие плавучие сооружения. А также проектировать, изготавливать, испытывать оборудование и металлоконструкции для объектов морской и береговой инфраструктуры нефтегазовых проектов.
Однако, чтобы наладить производство морских буксиров на "Севмаше", которые участвовали бы в транспортировке ледостойкой платформы "Приразломная", необходимо выкупить проект у норвежских коллег. Примерная сумма около двух миллионов долларов.
Все чаще между поставщиками стали звучать слова, что без участия иностранного капитала и технологий в освоении работ такого масштаба не обойтись. Например, северодвинское предприятие "Звездочка" будет являться партнером норвежской компании Aker Solitions в строительстве подводного комплекса по добыче нефти, так как все работы норвежцы просто не смогут охватить самостоятельно. "Звездочка" будет выполнять работы в качестве генерального подрядчика. Специально для реализации этого подряда предприятие должно будет произвести ряд мероприятий. В частности, запланированы строительство нового участка набережной для отгрузки подводных конструкций, а также строительство цеха супердуплексной стали. Однако, как сообщили на предприятии, пока отсутствует первое окончательное инвестиционное решение со стороны компании - оператора проекта, эти работы не реализуются.
В Мурманске уже действует российский филиал норвежской компании "Рейнертсен", которая занимается строительством нефтегазового оборудования на российском рынке. Есть планы и у финнов относительно строительства своего предприятия на берегу Кольского залива.
Конкурсный отбор
По словам директора Архангельской региональной ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности "Созвездие" Сергея Смирнова, сегодня предприятия региона участвуют в 10 тендерах, связанных с освоением Штокмана. В основном это авиационные перевозки, судостроение и строительные работы. Директор ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности "Мурманшельф" Григорий Стратий отмечает, что конкурсы, которые сейчас объявлены Штокманом, предполагают реализацию очень крупных проектов. И многим мурманским и архангельским предприятиям они недоступны.
- После объявления генеральных подрядчиков по разработке береговой и морской линий российские региональные предприятия смогут рассчитывать на заключение договоров по субподрядам и субсубподрядам, - отмечает Григорий Стратий.
При этом, говоря о промышленниках северных регионов, Молодцов отметил, что он не видит сегодня тех производств, которые могли бы реально пригодиться при освоении Штокмана.
В региональной ассоциации промышленников нефтегазовой отрасли согласны с тем, что зарубежные компании имеют в разы больше шансов на участие в проекте. И дело не только за технологиями.
- Можно сказать так, что иностранные деньги - это более "легкие" деньги, - говорит Сергей Смирнов. - Кредиты на развитие для компаний более доступны и проще за рубежом, больше инвестиционная составляющая. Российским компаниям, а особенно региональным, очень сложно соблюсти все требования, которые предъявляет компания - оператор проекта к своим партнерам.
Вице-президент "Штокман Девелопмент АГ" Андре Гоффар оценок расходов по всему проекту не называет, но признает, что "стоимость освоения месторождения растет вместе с рыночными ценами".
Догнать прогресс
Мурманские эксперты весьма осторожны в оценках того, насколько экономический организм Заполярья готов выдержать нагрузки этого проекта.
- Часть отраслей у нас заметно отстает, - считает заместитель генерального директора Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области Алексей Савинцев. - Прежде всего это касается строительства. В регионе практически нет крупных строительных предприятий, имеющих большие мощности, современную технику, инженеров высокой квалификации. А те компании, которые сегодня здесь существуют, не в состоянии обеспечить объем работ по тендерам, связанным с освоением Штокмана. Пока эта задача местным строителям не по плечу даже в том случае, если они все объединятся.
То же самое можно сказать о сухопутном транспорте. Ни железная дорога, ни автотранспортные предприятия не имеют техники, которая позволяла бы обслуживать строительство крупных промышленных объектов. В регионе нет ни одного перевозчика, способного привезти сюда, например, бетонированную трубу, считает Савинцев.
Много трудностей придется преодолевать и в кадровом обеспечении проекта. С одной стороны, Мурманская область может обучать специалистов нефтегазовой сферы - здесь есть учебные заведения достаточно высокого уровня. Но проблема в том, что учить скоро будет некого. Население Мурманской области уменьшается - не в последнюю очередь потому, что молодежь уезжает учиться в другие регионы, в том числе в Москву и Петербург. И старается зацепиться там, поскольку зарплаты в этих городах несравнимо выше.
Впрочем, по мнению представителей бизнеса, сегодня главный вопрос даже не в том, где учить и как учить. Гораздо важнее найти возможность привлечь в Мурманскую область молодых специалистов. Пути для этого есть. Например, свежеиспеченному инженеру придется очень долго работать, чтобы купить самое скромное жилье в Москве или Петербурге. Если он увидит, что трудоустройство в Мурманской области позволит ему получить там квартиру в самом скором времени, он наверняка решится переехать на Север. Но сегодня молодым специалистам в Заполярье жилья не дают.
Имеет значение и то, насколько в заполярных городах развита социальная инфраструктура. Немалая часть молодежи уезжает оттуда просто потому, что не имеет возможности проводить свободное время после работы интересно и с пользой. Кстати, аналогичная тенденция существует в Норвегии - молодежь в этой стране тоже предпочитает переезжать из северной части страны в южную. В решении проблемы оттока граждан имеет смысл обратиться к норвежскому опыту.
Штокман беспощадно вскроет все слабые звенья в региональной экономике. И если бизнес должен взять на себя экономическую часть этого грандиозного проекта, то власть обязана не менее энергично решать социальные проблемы области. Иначе освоение шельфовых углеводородов Баренцева моря даст Мурманской области очень мало.
Несмотря ни на что, искушение Штокманом экономики регионов северных областей продолжается.
Кстати
В Государственной Думе РФ прошли парламентские слушания на тему "Законодательное обеспечение развития газовой отрасли", где выступил главный исполнительный директор компании "Штокман Девелопмент АГ" Алексей Загоровский. Он отметил, что акционеры компании приняли решение максимально увеличить российское участие в проекте. По его мнению, Штокман должен придать новый импульс развитию областей и промышленности России.