Картина Вермеера "Любовное письмо" из голландского Рейксмузея представлена в Петербурге
Шедевр Йоханеса Вермеера является ярким образцом произведения золотого века голландской живописи. В ранний период своего творчества Вермеер обращался к пейзажу и религиозным сценам, а позднее увлекся бытовой живописью, несколько раз использовав сюжет с любовным письмом, который имел в те времена свои каноны.
На картине изображены две молодые женщины - служанка и ее госпожа, которая, оторвавшись от игры на лютне, держит в руке сложенное письмо. В том, что послание именно любовное, у искусствоведов нет сомнений. По закону жанра, на картинах голландских художников изображались не мужчины, а именно женщины, которые пишут, читают или задумываются над письмом, что подразумевало лирический характер записок. Это подтверждают также многочисленные скрытые символы, которые изображали живописцы на своих картинах. "Ключи" к их расшифровке следует искать в пословицах и поговорках, исторических и мифологических сюжетах, светской и религиозной литературе. Как отмечает куратор выставки - старший сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Сергей Строганов, скрытый намек на любовный сюжет содержат многие бытовые предметы, изображенные на картине - метла, домашние туфли, ковер, картина на стене и музыкальный инструмент в руках женщины. Благодаря особому приему мастеров голландской живописи зритель чувствует себя невольным свидетелем сцены запечатленной на картине. Изображение действующих лиц в глубине дверного проема, вокруг которого располагаются затемненные незначительные детали интерьера, создает эффект "подглядывания" за героями картины.
Выставка шедевра Вермеера - подарок мэрии Амстердама жителям и гостям Санкт-Петербурга. "Таким образом Амстердам благодарит Государственный Эрмитаж за сотрудничество, которое увенчалось в 2009 году открытием на берегах Амстела выставочного центра - Эрмитаж-Амстердам", - пояснили в пресс-службе музея.