Скульптура "Беглый раб" пополнила коллекцию Эрмитажа после многолетнего "заточения" в стене музея
Гипсовая скульптурная композиция с изображением порвавшего оковы мужчины и маленького мальчика долгое время считалась утраченной и не входила в коллекцию Государственного Эрмитажа, хотя все это время не покидала стен музея. Вернее сказать, одной его стены, в которую была замурована во время переезда из Зимнего дворца музея Революции в 1940-е годы. Произведение известного скульптора, которое представляло русское искусство на Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго в 1893 году, было неожиданно обнаружено в весной 2010 года во время работ по установке электрощита на площадке второго этажа Церковной лестницы дворца. Кирпичная кладка стены была вскрыта, и электромонтажники, вынув два первых кирпича, увидели фрагмент статуи. Проникнув в проем, они обнаружили полуразрушенное произведение. Рядом были найдены старый календарь и записка: "Скульптурная группа, оставленная в З.Д. музеем Революции и замурованная в дверн.проем, заделанный кладкой с двух сторон в восточной галерее З.дворца, февраль 1947".
"Скульптура должна была переехать из Зимнего дворца в новое помещение музея Революции, но, вероятно, из-за ее плохого состояния кто-то решил написать записку и замуровать ее, как в бутылку", - предположил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
"В Эрмитаже всегда происходят чудеса, - отметил он, говоря о возвращении статуи. - На этот раз чудо появилось, когда надо".
Русский музей в прошлом году начал готовить выставку к 150-летию со дня рождения Владимира Беклемишева, которое отмечается в 2011 году, и отправил запросы коллегам в музеи с просьбой предоставить какие-либо материалы для экспозиции. Пиотровский пообещал, что произведение "Беглый раб" примет участие в персональной юбилейной выставке Беклемишева в Русском музее, а затем займет достойное место в постоянной экспозиции Эрмитажа.
Скульптурная группа "Беглый раб" выполнена в 1891 году Владимиром Беклемишевым, ярким представителем русской академической школы. Он часто обращался к литературным образам и, по мнению специалистов, прототипом этого произведения стали вырвавшийся на свободу Джон Гаррис и его маленький сын из "Хижины дяди Тома". Беклемишев не только сам создал немало выдающихся произведений, которые теперь хранятся Русском музее, Третьяковской галерее, Эрмитаже и других музеях России, но и был наставником плеяды талантливых мастеров, среди которых Сергей Коненков и Анна Голубкина.